Одна углеродная единица эквивалентна одной тонне парниковых газов, которая не попала в атмосферу либо была поглощена в ходе климатического проекта. Допустим, какая-то компания модернизировала свое производство и существенно сократила выбросы. Это сокращение можно верифицировать, пересчитать в углеродные единицы и продать их другой компании, которая тоже хочет сократить свои выбросы, но, к примеру, не владеет необходимой технологией.
Чтобы перевести сокращение выбросов в единицы, которые можно продать, требуется система учета. С 1 сентября в России заработал реестр углеродных единиц. Теперь участники этого рынка могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки. Первым в реестре был зарегистрирован климатический проект компании "ДальЭнергоИнвест", построившей станцию на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 киловатт.
Распоряжением правительства оператором реестра углеродных единиц назначена компания "Контур", действующая при поддержке Газпромбанка и Московской биржи.
"Мы - активные участники становления в России рынка углеродных единиц. Делаем это, потому что знаем, что наши клиенты тоже привержены этой стратегии и разделяют наши ценности, - отметила заместитель председателя правления Газпромбанка Елена Борисенко, выступая на прошедшем в Москве Глобальном финансовом форуме Ecumene 2022. - Климатическая повестка - это вопрос выживания человечества, а значит, и устойчивости бизнеса. Газпромбанк известен как компетентная финансовая организация в области длинного финансирования, проектного финансирования, и нам небезразлично, на какой технологической базе будут реализовываться проекты".
Рынок углеродных единиц - это один из наиболее эффективных механизмов, позволяющих снизить углеродный след, сократить выбросы парниковых газов, рассказала "РГ" директор Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Марина Спиридонова. Можно выделить "добровольный" и "обязательный" рынки углеродных единиц. "Первый обслуживает цели по снижению углеродного следа бизнеса, неправительственных организаций, которые добровольно показывают свою приверженность низкоуглеродному развитию, - пояснила эксперт. - Обязательный рынок формируется при введении системы ограничения выбросов и торговли квотами парниковых газов. Примером такого рынка может выступать Евросоюз".
Углеродный рынок - серьезный инструмент, подчеркивает эксперт. Об этом говорит, например, широкое внедрение странами и отдельными регионами систем торговли выбросами парниковых газов. По данным Международного партнерства по борьбе с выбросами парниковых газов (ICAP), сейчас функционирует 25 таких систем.
Каковы же перспективы такого рынка в России? Об этом в ходе прошедшего в Москве Глобального финансового форума Ecumene 2022 рассказала первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк. "Несмотря на то, что в нашей стране этот рынок еще только начинает формироваться, за период с 2019 по 2022 год крупными российскими компаниями было приобретено порядка 700 тысяч углеродных единиц, - сообщила она. - Россия имеет большой потенциал в реализации климатических проектов. По оценкам экспертов, в ближайшие годы их объем может достигнуть от 1,5 до 10 миллионов углеродных единиц. Это экономически оправданный механизм, и мы видим большой интерес со стороны бизнеса, в том числе при реализации проектов технологической модернизации".
Создание системы учета углеродных единиц (реестра) - это первый шаг.
Но, чтобы этот рынок полноценно заработал, необходима система стимулов для компаний, считает заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ Олег Плужников. "Например, государство может сказать компаниям, что за сокращение выбросов они получат какие-то преференции, допустим, налоговые льготы или что-то еще. В законе, который был принят в прошлом году, написано, что государство будет предоставлять механизмы стимулирования, - отметил эксперт. - Или, наоборот, как сегодня принято почти во всем мире, государство говорит - вы обязаны сокращать выбросы. И тогда образуется система торговли - тот, кто не сократил, будет покупать у тех, у кого эти выбросы сокращены".
Сейчас же, как отметил эксперт, у российских компаний нет обязательств сокращать выбросы. Но если создать систему стимулов, они могут освоить этот бизнес - производить и продавать углеродные единицы.
Наталья Третьяк считает, что драйверами рынка углеродных единиц могут стать отечественные компании, которые уже приняли на себя добровольные обязательства по снижению своего углеродного следа. В основном это представители крупного бизнеса.
"Безусловно, они будут заинтересованы в реализации климатических проектов для снижения собственного углеродного следа. Также они являются и потенциальными покупателями, - отметила первый вице-президент Газпромбанка. - Интерес к развитию этого рынка будет со стороны компаний, поставляющих свою продукцию за рубеж. Конечно, экспортные потоки сильно изменились, мы переориентировались на страны Азии и Латинской Америки. Но уже сейчас мы видим, что требования наших восточных партнеров к снижению углеродного следа продукции всё возрастают".
Сегодня российские компании могут приобретать углеродные единицы для обеспечения своих добровольных корпоративных целей по сокращению выбросов парниковых газов, отмечает Марина Спиридонова. Кроме того, запущенный в Сахалинской области эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов вводит систему квотирования выбросов СО2. И региональные регулируемые организации смогут также использовать углеродные единицы для выполнения установленных квот, считает эксперт.
Эксперимент на Сахалине стартовал 1 сентября этого года. Его цель - достижение углеродной нейтральности в регионе до конца 2025 года.
Углеродные единицы можно продавать и за рубеж. Но для этого необходимо провести большую работу по формированию единых методологий реализации климатических проектов, а также принципов международного рынка в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
"Должны быть разработаны единые методологии реализации климатических проектов. И важно, чтобы они были основаны на лучшей международной практике, например на механизмах чистого развития (МЧР) ООН, - отметила Наталья Третьяк. - Было бы интересно, если бы эти методологии действовали не только для России, но чтобы наши партнеры, например из стран БРИКС, ШОС, также приняли единые стандарты реализации климатических проектов".