19.10.2022 12:55
В мире

Как сохранить себя и близких в тревожные времена? Советы психолога

Текст:  Екатерина Пряхина (pryakhina@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №39 (1051)
С февраля наша жизнь изменилась, стала течь в иной системе координат. Конечно, мы продолжаем работать, растим детей, строим планы. Но невозможно не замечать, что стресса и негатива стало больше и это отражается на всех: как свидетельствуют специалисты, возросло число обращений за психологической помощью, жалоб на тревожные расстройства, панические атаки. Как сохранить себя и свою семью в столь тревожное время, рассказывает кандидат психологических наук Илья Плужников.
Илья Плужников: Один из основных механизмов тревоги - это болезненное погружение в новостную ленту / Из личного архива Ильи Плужникова
Читать на сайте RG.RU

Илья Валерьевич, как с точки зрения психолога можно охарактеризовать то состояние затяжного стресса, в котором многие из нас сейчас пребывают?

Илья Плужников: Сейчас действительно стал выше уровень общей тревожности, как, впрочем, и других негативных эмоций. Активируются такие убеждения людей в отношении себя и мира, которые вызывают чувство беспомощности, ощущение бесперспективности, депрессивные состояния. Причин для этого достаточно. Это вызывает переживания, тревогу и социально-экономического уровня, и более высокого, морально-этического.

То есть мы все по-разному тревожимся?

Илья Плужников: Тревога разная. Это может быть усиление личностной тревожности: человек всегда был тревожным, а сейчас уровень его тревожности еще повышается.

Что стоит учитывать родителям при выборе семейного обучения? Интервью психолога Елизаветы Пархоменко

Или же для человека это состояние внове, и он не понимает, что с ним, ему просто плохо. Такой человек может сразу это конвертировать в панические приступы, в психосоматику, и зачастую он не может описать свое эмоциональное состояние, что тормозит обращение к специалисту. И в третьих случаях - это усиление некоторых зон тревожности. Например, у человека была социофобия, страх выступлений. Так вот, не только этот страх усиливается, но к нему присоединяются и новые фобии.

Какое сейчас можно наблюдать наиболее общее проявление тревожности у людей?

Илья Плужников: Один из основных механизмов тревоги - это болезненное погружение в новостную ленту, так называемый думскроллинг. (От английского doom - "злой рок", "гибель" и scroll - "прокручивать, листать" - Авт.). Эта зависимость приводит к тому, что тревога становится хронической. Фактически человек сам себя максимально "накручивает". Думскроллинг создает иллюзию, что мы получаем какую-то информацию, которая может нас успокоить. Мы прибегаем к нему для получения хороших новостей. Но, во-первых, негативных новостей всегда больше. А самое главное - информация крайне противоречива, даже если человек придерживается какого-то определенного круга каналов. Люди, обладающие критическим мышлением, стараются подписываться на каналы с разными точками зрения. Но это еще ухудшает ситуацию! Человек тратит экстремально много энергии в попытке обобщения, складывания этого "пазла" в понятную картину. А это невозможно и только повышает тревогу. Поэтому первый шаг, который мы должны сделать, чтобы уменьшить стресс, это остановить думскроллинг.

Легче сказать, чем сделать. Сейчас многие признаются, что, даже проснувшись ночью, берут телефон проверить новости. Это иллюзия контроля?

Илья Плужников: Конечно! Нужно понять: те новости, которые важны вам, сами вас найдут, вы все равно узнаете о главных новостях. Моя главная рекомендация - устраивать так называемый "цифровой детокс", добровольный временный отказ от новостей и гаджетов, которые их нам поставляют.

Главное правило - устраивать себе так называемый "цифровой детокс", то есть отказ от новостей

Какие еще есть способы справиться со стрессом такого уровня?

Илья Плужников: Человек должен найти для себя круг людей, которые придерживаются такой же, как и у него, точки зрения на ситуацию. Круг, где он мог бы получить максимальную поддержку своего мнения, какое бы оно ни было. Чтобы он понимал, что не один. При этом человек не должен пытаться доказать представителям другой точки зрения, что они неправы, не должен входить в конфронтацию. Но я хотел бы подчеркнуть, что еще важен объем такой личной "социальной сети". Если это только кто-то один - супруг, друг, родственник, - то этого мало. Должен быть более широкий круг. Можно, например, создать чат-группу, назвать как-то в духе "Поговорим". Чтобы там можно было слить тревогу и чтобы другие поддержали бы вас.

В дни, когда тревога особенно сильна, хочется буквально все бросить.

Илья Плужников: Я скажу мягко: если чего-то вы уже делать не можете, не в силах, не надо себя перебарывать. Прислушивайтесь к себе.

Сейчас обсуждают отмену новогодних празднеств, уместность школьных выпускных вечеров. Как вы к этому относитесь?

/ Александр Корольков

Илья Плужников: Нужно найти золотую середину, верные границы. Какие-то безудержные празднества, возможно, неуместны. Но, если мы полностью отменим новогодние праздники или те же школьные выпускные, это может быть очень дисфункционально для людей, которые и так находятся в тревоге и стрессе.

Становятся очень популярны "магические" способы победить неизвестность: люди прибегают к гаданиям, предсказаниям, картам Таро и т.д. Это вредно?

Илья Плужников: Вы ведь понимаете мою позицию как ученого. Конечно, "магия" не работает. Но факт, что кому-то такие увлечения помогают снизить стресс. Ненаучно, но немножко, временно, они могут смягчать тревогу. Кто-то листает новостную ленту и понимает, что пазл не складывается, а кто-то может карты Таро разложить - и у него пазл сложится. Так устроена психика - некоторые люди верят, и им помогает.

А вот если вести речь о конвенциональных религиях, то обращение к ним - это активация духовного уровня, и исследования показывают, что такое обращение как раз помогает людям пережить тяжелые времена. Кстати, это и про социальную поддержку: люди приходят в храм, общаются. Это спасает. Некоторые именно сейчас, в этой стрессовой ситуации впервые приходят к религии.

В ситуации неопределенности имеет ли смысл строить какие-то планы?

Илья Плужников: Любое планирование, любое помещение в перспективу, основанное на рациональных доводах, на оценке реальности, конечно, помогает. Помогает не только в практическом смысле, но и снижает стресс и ощущение бессилия.

Визитка

Илья Плужников - известный российский психолог. Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии взрослых Московского института психоанализа.

Беларусь