Что стоит учитывать родителям при выборе семейного обучения? Интервью психолога Елизаветы Пархоменко

Семейное обучение подразумевает значительную вовлеченность в жизнь ребенка его родителей. / Владимир Аносов
Семейное обучение подразумевает значительную вовлеченность в жизнь ребенка его родителей. / Владимир Аносов
Семейное образование, которое еще недавно воспринималось нами как экзотика, становится все более распространенным. По некоторым данным, за последние годы количество обучающихся по этой форме в России выросло в три раза. В Беларуси также возможно обучение по индивидуальному плану, который тоже позволяет школьникам учиться дома. Спрос на обучение в семье - не только "побочка" пандемии. Такой выбор все чаще делают семьи, которые, например, растят спортсменов, много путешествуют, вынуждены переезжать по работе или просто хотят учить детей сами. Как скажется на ребенке уход из школы? Не занизит ли его самооценку? Что стоит учитывать родителям? Об этом - психолог Елизавета Пархоменко.

Лет 10-12 назад я впервые услышала в разговоре с друзьями о семейном обучении, а сейчас, по-моему, это становится очень частым выбором.

Елизавета Пархоменко: Пандемия послужила причиной некоего бума, когда семейное образование стали выбирать - зачастую вынужденно - люди, никогда раньше и не задумывавшиеся о нем. Но все-таки нарастать интерес к этой форме обучения начал уже давно. Например, моя старшая дочь на семейном обучении была уже почти 20 лет назад. Тогда это был редкий выбор и довольно сложный путь. С тех пор прошло очень много времени и заинтересованность стремительно растет, появляется все больше и больше людей, которые выбирают такой способ обучения детей.

В странах, где домашнее обучение популярно, налажена система, которая помогает родителям, есть поддержка тьюторов - там все уже сложилось как крепкая традиция. И у нас потихоньку начинает такая традиция вырастать - возникает много разных чатов, сообществ...

Эта поддержка идет "сверху", от школы, или же только "снизу", от других родителей?

Елизавета Пархоменко: Все больше людей выбирают семейное образование, они помогают друг другу, даже организовывают юридическую поддержку. Но, по крайней мере, школа сейчас меньше препятствует, а это очень важно. Когда я со старшей дочкой проходила этот путь, взаимодействие со школой было самым трудным. Сейчас, к счастью, много вариантов: если с ближайшей школой договориться не получается, можно обратиться в другую, существуют и онлайн-платформы, где можно сдать аттестацию. То есть вопрос связи со школой решается хорошо.

Выходит, главные сложности - психологического характера?

Елизавета Пархоменко: Главные страхи стали менее обоснованными, чем несколько лет назад. Основной - потеря возможности социализации. Страх этот совершенно беспочвенный. Мы хотим, чтобы дети научились самому сложному - такому контакту с другим, в котором была бы близость, но при котором он не потерял бы себя. Чтобы ребенок мог бы и свои интересы не предать, и услышать другого. А это высший пилотаж, который не каждому взрослому доступен. Массовая школа не очень заточена на такие задачи.

Но если не в школе, то где происходит социализация?

Елизавета Пархоменко: Она начинается дома. Чтобы ребенок мог выстроить такие отношения с другим, где "я - хороший и ты - хороший", он должен вынести из семьи представление о себе как о хорошем. Когда он дома чувствует себя любимым, принятым и выходит в коллектив - в разные коллективы! - его туда не бросают, как в воду. Он входит потихонечку, возвращается к родителям, сверяется: как у него получилось взаимодействие, не потерял ли он себя, выслушал ли другого. Если контакт с родителями выстроен, то ребенок несет образ любящего родителя с собой. На семейном обучении этот процесс выстроить легче уже потому, что у вас больше контакта.

Основание для перехода на семейное образование - желание ребенка и согласие родителей

Как поддержать подростка, у которого в классе все было хорошо, но пришлось уйти на семейное?

Елизавета Пархоменко: Здесь проблема не в семейном образовании. Как вообще поддержать ребенка, который теряет свои привязанности? Мы стараемся детей оберегать, но разрывы связей случаются неизбежно. Важно, чтобы главной привязанностью были родители, а не школа и одноклассники. И если главной фигурой привязанности являетесь вы, то просто позвольте ребенку грустить рядом с вами, оплакивать эту потерю. Да, можно помогать организовывать общение с одноклассниками, хотя, если дети разъезжаются, например, в разные города, то связь потихонечку уходит в небытие. Подросток погрустит и адаптируется к ситуации. И появятся новые силы, чтобы образовывать новые связи. А вот если связь с родителями нарушена, то ребенок может в этой ситуации "застрять". В школе такое часто происходит. Потребность в привязанности - базовая, ребенок без нее не может существовать. И если родитель не оказывается фигурой основной привязанности, то ребенок ищет ее в другом месте и чаще всего находит в сверстниках. Тогда их, а не ваши ценности, культурные нормы на него влияют гораздо сильнее. И расставание будет сложным.

В средней, в старшей школе - реально ли родителю работать не из дома, если дети на семейном?

Елизавета Пархоменко: Семейное обучение подразумевает такую значительную вовлеченность родителей, что представить и маму, и папу, которые с утра до вечера на работе, мне сложно. Дети, которые на семейном с самого начала, к старшей школе уже очень ответственны. Но для этого нужно пройти долгий путь. Я знаю сверхответственных детей, которые сами выбирают перейти на самостоятельное обучение в старшей школе. Но это - исключение. Большинство детей, переходя со школьного на семейное, будут иметь серьезный этап адаптации - когда никто не "стоит над душой", не заставляет. А ребенок "из школы" к этому не подготовлен. Он должен найти в себе другую мотивацию, чтобы учиться, и этот путь он должен проходить вместе с родителем.

Есть ли какие-то лайфхаки, как организовать обучение в семье, чтобы не было конфликтов, "прогулов"?

Елизавета Пархоменко: Заниматься нужно пусть понемножечку, но постоянно. Семейное образование - возможность не быть скованным жестким графиком. Тем не менее собственное расписание очень помогает. Очень хорошая практика, которая часто "заходит" подросткам, - работать погружениями, когда берут один предмет и погружаются в него на два месяца. Так ребенок может полностью включиться, заинтересоваться и не переключаться на другое.

Визитка "СОЮЗа"

Елизавета Пархоменко - семейный психолог, преподаватель Санкт-Петербургского института психологического консультирования. Мама семерых детей. Создатель сообщества о семейных, детско-родительских отношениях.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.