Что стоит учитывать родителям при выборе семейного обучения? Интервью психолога Елизаветы Пархоменко
Лет 10-12 назад я впервые услышала в разговоре с друзьями о семейном обучении, а сейчас, по-моему, это становится очень частым выбором.
Елизавета Пархоменко: Пандемия послужила причиной некоего бума, когда семейное образование стали выбирать - зачастую вынужденно - люди, никогда раньше и не задумывавшиеся о нем. Но все-таки нарастать интерес к этой форме обучения начал уже давно. Например, моя старшая дочь на семейном обучении была уже почти 20 лет назад. Тогда это был редкий выбор и довольно сложный путь. С тех пор прошло очень много времени и заинтересованность стремительно растет, появляется все больше и больше людей, которые выбирают такой способ обучения детей.
В странах, где домашнее обучение популярно, налажена система, которая помогает родителям, есть поддержка тьюторов - там все уже сложилось как крепкая традиция. И у нас потихоньку начинает такая традиция вырастать - возникает много разных чатов, сообществ...
Эта поддержка идет "сверху", от школы, или же только "снизу", от других родителей?
Елизавета Пархоменко: Все больше людей выбирают семейное образование, они помогают друг другу, даже организовывают юридическую поддержку. Но, по крайней мере, школа сейчас меньше препятствует, а это очень важно. Когда я со старшей дочкой проходила этот путь, взаимодействие со школой было самым трудным. Сейчас, к счастью, много вариантов: если с ближайшей школой договориться не получается, можно обратиться в другую, существуют и онлайн-платформы, где можно сдать аттестацию. То есть вопрос связи со школой решается хорошо.
Выходит, главные сложности - психологического характера?
Елизавета Пархоменко: Главные страхи стали менее обоснованными, чем несколько лет назад. Основной - потеря возможности социализации. Страх этот совершенно беспочвенный. Мы хотим, чтобы дети научились самому сложному - такому контакту с другим, в котором была бы близость, но при котором он не потерял бы себя. Чтобы ребенок мог бы и свои интересы не предать, и услышать другого. А это высший пилотаж, который не каждому взрослому доступен. Массовая школа не очень заточена на такие задачи.
Но если не в школе, то где происходит социализация?
Елизавета Пархоменко: Она начинается дома. Чтобы ребенок мог выстроить такие отношения с другим, где "я - хороший и ты - хороший", он должен вынести из семьи представление о себе как о хорошем. Когда он дома чувствует себя любимым, принятым и выходит в коллектив - в разные коллективы! - его туда не бросают, как в воду. Он входит потихонечку, возвращается к родителям, сверяется: как у него получилось взаимодействие, не потерял ли он себя, выслушал ли другого. Если контакт с родителями выстроен, то ребенок несет образ любящего родителя с собой. На семейном обучении этот процесс выстроить легче уже потому, что у вас больше контакта.
Как поддержать подростка, у которого в классе все было хорошо, но пришлось уйти на семейное?
Елизавета Пархоменко: Здесь проблема не в семейном образовании. Как вообще поддержать ребенка, который теряет свои привязанности? Мы стараемся детей оберегать, но разрывы связей случаются неизбежно. Важно, чтобы главной привязанностью были родители, а не школа и одноклассники. И если главной фигурой привязанности являетесь вы, то просто позвольте ребенку грустить рядом с вами, оплакивать эту потерю. Да, можно помогать организовывать общение с одноклассниками, хотя, если дети разъезжаются, например, в разные города, то связь потихонечку уходит в небытие. Подросток погрустит и адаптируется к ситуации. И появятся новые силы, чтобы образовывать новые связи. А вот если связь с родителями нарушена, то ребенок может в этой ситуации "застрять". В школе такое часто происходит. Потребность в привязанности - базовая, ребенок без нее не может существовать. И если родитель не оказывается фигурой основной привязанности, то ребенок ищет ее в другом месте и чаще всего находит в сверстниках. Тогда их, а не ваши ценности, культурные нормы на него влияют гораздо сильнее. И расставание будет сложным.
В средней, в старшей школе - реально ли родителю работать не из дома, если дети на семейном?
Елизавета Пархоменко: Семейное обучение подразумевает такую значительную вовлеченность родителей, что представить и маму, и папу, которые с утра до вечера на работе, мне сложно. Дети, которые на семейном с самого начала, к старшей школе уже очень ответственны. Но для этого нужно пройти долгий путь. Я знаю сверхответственных детей, которые сами выбирают перейти на самостоятельное обучение в старшей школе. Но это - исключение. Большинство детей, переходя со школьного на семейное, будут иметь серьезный этап адаптации - когда никто не "стоит над душой", не заставляет. А ребенок "из школы" к этому не подготовлен. Он должен найти в себе другую мотивацию, чтобы учиться, и этот путь он должен проходить вместе с родителем.
Есть ли какие-то лайфхаки, как организовать обучение в семье, чтобы не было конфликтов, "прогулов"?
Елизавета Пархоменко: Заниматься нужно пусть понемножечку, но постоянно. Семейное образование - возможность не быть скованным жестким графиком. Тем не менее собственное расписание очень помогает. Очень хорошая практика, которая часто "заходит" подросткам, - работать погружениями, когда берут один предмет и погружаются в него на два месяца. Так ребенок может полностью включиться, заинтересоваться и не переключаться на другое.
Елизавета Пархоменко - семейный психолог, преподаватель Санкт-Петербургского института психологического консультирования. Мама семерых детей. Создатель сообщества о семейных, детско-родительских отношениях.