19.10.2022 16:16
Власть

Жители Катайска предложили городу выйти из состава Курганской области

Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область) Юлия Санатина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №238 (8886)
В Курганской области в ходе реформы количество муниципальных образований сократилось в 12 раз. Объединение районов в округа еще не завершилось, как неожиданно в одном из муниципалитетов разгорелась дискуссия о выходе из состава субъекта и присоединения к соседнему.
Читать на сайте RG.RU

Преобразование муниципалитетов в регионе началось в 2017 году и проводилось в два этапа. Сначала объединяли и укрупняли сельсоветы, а в 2019-м в связи с изменением федерального законодательства появилась возможность создавать округа. Итог реформы: из 458 муниципальных образований образовано 38: два городских и 23 муниципальных округа, один муниципальный район и 12 сельских поселений. В 20 округах полностью завершены все процедуры по формированию органов местного самоуправления.

Законы о преобразовании трех районов, Варгашинского, Далматовского и Катайского, областная Дума приняла только в сентябре 2022-го. Как пояснил начальник управления внутренней политики профильного регионального департамента Евгений Сорогин, эти территории имеют статус ТОСЭР, поэтому были опасения, что реформа может привести к исчезновению льгот для резидентов и в результате к снижению инвестиционной активности. Впрочем, как пояснили в Минэкономразвития РФ, создание округа не влечет изменения статуса ТОСЭР, поэтому до конца года в новых муниципалитетах также пройдут процедуры формирования органов местного самоуправления, а в начале следующего состоятся выборы окружных дум и глав. В единственном оставшемся районе, Притобольном, уже прошли публичные слушания, подготовлен и направлен в областную Думу законопроект о преобразовании. Так что в 2023 году планируется муниципальную реформу завершить. В регионе будет 26 муниципальных образований: два городских и 24 муниципальных округа.

Несмотря на серьезную разъяснительную работу, реформа стартовала тяжело: люди с недоверием воспринимали изменения, дело доходило даже до судебных разбирательств. Наиболее сложными оказались преобразования в Кетовском, Притобольном и Юргамышском районах.

Тем не менее власти отмечают очевидные плюсы новой структуры. Во-первых, объединенный бюджет: средства уже не распыляются на мелкие суммы для каждого сельсовета, их можно направить на решение более масштабных задач, подходить комплексно, в том числе к инфраструктурным проектам. Во-вторых, глава округа несет индивидуальную ответственность за его развитие и решение всех вопросов местного значения. В-третьих, вновь образованный орган местного самоуправления чаще всего формируется из бывших глав и специалистов сельских администраций, то есть, по большому счету, для жителей ничего не изменилось, но структура упростилась.

Жительница кубанской станицы объединила земляков для помощи тем, кто сегодня на передовой

Польза реформы еще и в том, что сократились расходы на проведение избирательных кампаний сельского уровня. При нарезке округов на выборах учитывается территориальный фактор: представители всех бывших муниципалитетов есть в составе окружной Думы. Наконец, стало легче участвовать в федеральных программах. По словам Сорогина, если раньше при решении определенных вопросов, например использования земли, требовалось в числе прочего согласование сельсовета, то сейчас вся собственность находится у одного юрлица, поэтому достаточно одной заявки от округа.

В общем, как говорится, поживем - увидим. Но не все оказались готовы тестировать новую структуру местного самоуправления, решив изменить ситуацию другим способом. Так, один из жителей Катайска объявил о намерении организовать референдум о переходе района… в Свердловскую область. Тему подхватили соцсети и некоторые СМИ. Как оказалось, у жителей накопились претензии к местной власти: люди недовольны состоянием здравоохранения, оказанием коммунальных услуг, решением острых социальных проблем. Кроме того, считают, что область уделяет Катайску недостаточно внимания. Сообщается, что претензии к властям и идею референдума инициаторы высказали во время встречи с уполномоченным по правам человека в регионе Борисом Шалютиным.

Местный референдум по этому вопросу не может быть назначен, поскольку изменение границ субъектов РФ не является вопросом местного значения

Правда, в администрации района информацию о желании катайцев провести референдум и отделиться назвали недостоверной, а заявления о недостаточном внимании к развитию района - ложью. Между тем, по данным на 17 октября, петицию о присоединении Катайского района к Свердловской области, созданную на соответствующем портале, подписали 392 человека.

А существует ли вообще правовой механизм, позволяющий жителям реализовать подобное намерение, или местечковый сепаратизм вне закона?

- Местный референдум по этому вопросу не может быть назначен, поскольку изменение границ субъектов Российской Федерации не является вопросом местного значения, - комментирует ситуацию доцент кафедры регионального и муниципального управления Уральского института управления (УИУ) - филиала РАНХиГС Елена Васильева.

В Москве пройдет первый Международный муниципальный конгресс

Как пояснила она "Российской газете", Конституция РФ гласит, что границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия: по 414-ФЗ такое решение вправе принять законодательные органы регионов, а утверждает его, судя по ст.102 Основного закона, Совет Федерации.

Юристам известна позиция Конституционного суда касательно ситуации с установлением границ между двумя республиками - Ингушетией и Чечней. Она заключается в том, что выявления и учета мнения населения муниципальных образований в данном случае не требовалось. Кроме того, КС отмечает, что референдум не может подменять органы народного представительства - эти формы непосредственной демократии равноценны и дополняют друг друга.

- Изменение границ субъектов является острым вопросом во многих регионах, например, восточные территории Свердловской области неоднократно выступали с инициативой перехода в Тюменскую область. Жители многих отдаленных от Екатеринбурга городов и поселков предпочитают ездить в Тюмень для получения различных услуг, в том числе медицинских, - рассказывает Елена Васильева. - Это серьезный вопрос территориальной экономической дифференциации, характерный практически для всех регионов страны, который должен решаться органами публичной власти всех уровней с участием местного населения и бизнеса. Возможно, такая инициатива местного населения - это попытка привлечь внимание власти и выстроить диалог для обозначения наиболее острых проблем.

Комментарий

Александр Победин, заведующий кафедрой экономики и управления УИУ - филиала РАНХиГС:

- Социально-экономическое развитие малых и средних городов - хроническая проблема современной России на протяжении как минимум последних десятилетий, во многом обусловлена моноотраслевой структурой экономики таких городов и усугубляется отрицательной миграционной динамикой. Несмотря на ряд инструментов, которые используются для стимулирования территориального развития (в том числе создание территорий опережающего развития), решение проблем малых городов - задача на десятилетия. Как следствие, высокая зависимость от трансфертов из региональных бюджетов. На первый взгляд, возможности бюджета Свердловской области действительно больше, чем Курганской, и изменение административного подчинения потенциально может привести к росту финансирования. Однако не стоит забывать, что и в Свердловской области достаточно проблемных территорий, поэтому механическая передача города от одного субъекта РФ другому не устранит причины социальных и экономических трудностей. Тем не менее инициатива жителей - важный сигнал руководству города и области, выявляющий остроту проблем и уровень социальной напряженности. Соответственно, текущая задача - наладить диалог власти с жителями города.

Курганская область Регионы