Жители Катайска предложили городу выйти из состава Курганской области

В Курганской области в ходе реформы количество муниципальных образований сократилось в 12 раз. Объединение районов в округа еще не завершилось, как неожиданно в одном из муниципалитетов разгорелась дискуссия о выходе из состава субъекта и присоединения к соседнему.

Преобразование муниципалитетов в регионе началось в 2017 году и проводилось в два этапа. Сначала объединяли и укрупняли сельсоветы, а в 2019-м в связи с изменением федерального законодательства появилась возможность создавать округа. Итог реформы: из 458 муниципальных образований образовано 38: два городских и 23 муниципальных округа, один муниципальный район и 12 сельских поселений. В 20 округах полностью завершены все процедуры по формированию органов местного самоуправления.

Законы о преобразовании трех районов, Варгашинского, Далматовского и Катайского, областная Дума приняла только в сентябре 2022-го. Как пояснил начальник управления внутренней политики профильного регионального департамента Евгений Сорогин, эти территории имеют статус ТОСЭР, поэтому были опасения, что реформа может привести к исчезновению льгот для резидентов и в результате к снижению инвестиционной активности. Впрочем, как пояснили в Минэкономразвития РФ, создание округа не влечет изменения статуса ТОСЭР, поэтому до конца года в новых муниципалитетах также пройдут процедуры формирования органов местного самоуправления, а в начале следующего состоятся выборы окружных дум и глав. В единственном оставшемся районе, Притобольном, уже прошли публичные слушания, подготовлен и направлен в областную Думу законопроект о преобразовании. Так что в 2023 году планируется муниципальную реформу завершить. В регионе будет 26 муниципальных образований: два городских и 24 муниципальных округа.

Несмотря на серьезную разъяснительную работу, реформа стартовала тяжело: люди с недоверием воспринимали изменения, дело доходило даже до судебных разбирательств. Наиболее сложными оказались преобразования в Кетовском, Притобольном и Юргамышском районах.

Тем не менее власти отмечают очевидные плюсы новой структуры. Во-первых, объединенный бюджет: средства уже не распыляются на мелкие суммы для каждого сельсовета, их можно направить на решение более масштабных задач, подходить комплексно, в том числе к инфраструктурным проектам. Во-вторых, глава округа несет индивидуальную ответственность за его развитие и решение всех вопросов местного значения. В-третьих, вновь образованный орган местного самоуправления чаще всего формируется из бывших глав и специалистов сельских администраций, то есть, по большому счету, для жителей ничего не изменилось, но структура упростилась.

Польза реформы еще и в том, что сократились расходы на проведение избирательных кампаний сельского уровня. При нарезке округов на выборах учитывается территориальный фактор: представители всех бывших муниципалитетов есть в составе окружной Думы. Наконец, стало легче участвовать в федеральных программах. По словам Сорогина, если раньше при решении определенных вопросов, например использования земли, требовалось в числе прочего согласование сельсовета, то сейчас вся собственность находится у одного юрлица, поэтому достаточно одной заявки от округа.

В общем, как говорится, поживем - увидим. Но не все оказались готовы тестировать новую структуру местного самоуправления, решив изменить ситуацию другим способом. Так, один из жителей Катайска объявил о намерении организовать референдум о переходе района… в Свердловскую область. Тему подхватили соцсети и некоторые СМИ. Как оказалось, у жителей накопились претензии к местной власти: люди недовольны состоянием здравоохранения, оказанием коммунальных услуг, решением острых социальных проблем. Кроме того, считают, что область уделяет Катайску недостаточно внимания. Сообщается, что претензии к властям и идею референдума инициаторы высказали во время встречи с уполномоченным по правам человека в регионе Борисом Шалютиным.

Местный референдум по этому вопросу не может быть назначен, поскольку изменение границ субъектов РФ не является вопросом местного значения

Правда, в администрации района информацию о желании катайцев провести референдум и отделиться назвали недостоверной, а заявления о недостаточном внимании к развитию района - ложью. Между тем, по данным на 17 октября, петицию о присоединении Катайского района к Свердловской области, созданную на соответствующем портале, подписали 392 человека.

А существует ли вообще правовой механизм, позволяющий жителям реализовать подобное намерение, или местечковый сепаратизм вне закона?

- Местный референдум по этому вопросу не может быть назначен, поскольку изменение границ субъектов Российской Федерации не является вопросом местного значения, - комментирует ситуацию доцент кафедры регионального и муниципального управления Уральского института управления (УИУ) - филиала РАНХиГС Елена Васильева.

Как пояснила она "Российской газете", Конституция РФ гласит, что границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия: по 414-ФЗ такое решение вправе принять законодательные органы регионов, а утверждает его, судя по ст.102 Основного закона, Совет Федерации.

Юристам известна позиция Конституционного суда касательно ситуации с установлением границ между двумя республиками - Ингушетией и Чечней. Она заключается в том, что выявления и учета мнения населения муниципальных образований в данном случае не требовалось. Кроме того, КС отмечает, что референдум не может подменять органы народного представительства - эти формы непосредственной демократии равноценны и дополняют друг друга.

- Изменение границ субъектов является острым вопросом во многих регионах, например, восточные территории Свердловской области неоднократно выступали с инициативой перехода в Тюменскую область. Жители многих отдаленных от Екатеринбурга городов и поселков предпочитают ездить в Тюмень для получения различных услуг, в том числе медицинских, - рассказывает Елена Васильева. - Это серьезный вопрос территориальной экономической дифференциации, характерный практически для всех регионов страны, который должен решаться органами публичной власти всех уровней с участием местного населения и бизнеса. Возможно, такая инициатива местного населения - это попытка привлечь внимание власти и выстроить диалог для обозначения наиболее острых проблем.

Комментарий

Александр Победин, заведующий кафедрой экономики и управления УИУ - филиала РАНХиГС:

- Социально-экономическое развитие малых и средних городов - хроническая проблема современной России на протяжении как минимум последних десятилетий, во многом обусловлена моноотраслевой структурой экономики таких городов и усугубляется отрицательной миграционной динамикой. Несмотря на ряд инструментов, которые используются для стимулирования территориального развития (в том числе создание территорий опережающего развития), решение проблем малых городов - задача на десятилетия. Как следствие, высокая зависимость от трансфертов из региональных бюджетов. На первый взгляд, возможности бюджета Свердловской области действительно больше, чем Курганской, и изменение административного подчинения потенциально может привести к росту финансирования. Однако не стоит забывать, что и в Свердловской области достаточно проблемных территорий, поэтому механическая передача города от одного субъекта РФ другому не устранит причины социальных и экономических трудностей. Тем не менее инициатива жителей - важный сигнал руководству города и области, выявляющий остроту проблем и уровень социальной напряженности. Соответственно, текущая задача - наладить диалог власти с жителями города.