- У России есть все для того, чтобы удивлять. И особенно - у Петербурга. Здесь каждый камень, каждый дом - история, красота архитектуры впечатляет, - отметил председатель Китайского общества Санкт-Петербурга, генеральный директор "Российско-Китайского бизнес-парка", доктор экономических наук Чэнь Чжиган.
Но Северная столица России отличается не только историей и культурой: это крупнейший промышленный и научный центр страны. При этом исторически и географически город всегда был ориентирован прежде всего на сотрудничество с европейскими странами. Однако ориентиры поменялись: сегодня весь российский бизнес смотрит в противоположную сторону - на Восток. И самыми перспективными представляются деловые связи с крупнейшей экономикой мира - китайской. Но сотрудничеству с ней ещё надо учиться, отметили участники дискуссии.
- Когда мы проводили первую встречу делового сообщества Санкт-Петербурга с товарищем Чэнем, она продлилась три часа вместо запланированного одного, - рассказал председатель регионального отделения "Деловой России" Дмитрий Панов. - Некоторые бизнесмены ушли до окончания встречи и потом очень жалели, поскольку не узнали важных нюансов. В силу разницы культур в Китае иначе ведут дела, там другие подходы даже к оформлению документов, причем в каждой провинции есть свои особенности. У нас принято считать, что на Востоке не принято спешить, но китайский бизнес реагирует очень быстро. Только он должен четко понимать, что ему предлагают. Поэтому к сотрудничеству с представителями Китая надо тщательно готовиться.
Для большего взаимопонимания российским компаниям рекомендуют принять в штат специалистов по Поднебесной со знанием языка. Петербург как центр востоковедения готовит их в достаточном количестве. Во всей России насчитывается 80 тысяч китаистов, но лишь 20 процентов из них работают по специальности - такие данные привела исполнительный директор ассоциации "Китайский деловой центр" Татьяна Уржумцева.
- Остальные попросту не востребованы. Когда наши бизнесмены спрашивают о том, как налаживать сотрудничество, если у потенциальных партнеров сайт только на китайском языке, я отвечаю: а вы китаиста на работу взять не пробовали? Нас по инерции все еще тянет в сторону Запада, и мы не можем понять, как нам переориентироваться на Восток. Надо начинать с кадров, - считает эксперт.
При этом возможностей для сотрудничества на обширном китайском рынке хватит всем. Например, раньше медицинское оборудование в Петербург поставляли в основном из Европы. Китайцы могут предложить не просто аналоги, а еще более технологичную продукцию, утверждает Дмитрий Панов. У них также есть подходящие материалы и технологии для нашей строительной отрасли и других сфер. Китай уверенно завоевывает наш автомобильный рынок - и так далее.
Северная столица, в свою очередь, интересна китайским партнерам своими туристическими возможностями, пищевой продукцией, которая в Поднебесной считается натуральной и экологичной, достижениями точного машиностроения, молекулярной медицины, арктическими компетенциями и многим другим.