Петербургский завод Nissan передан НАМИ. Эксперты полагают, что на этой площадке будут собирать китайские авто
Сейчас с автопроизводителем ведутся переговоры, в НАМИ эту информацию пока не комментируют. Представители отрасли, с которыми побеседовала "РГ", считают, что на петербургскую площадку в любом случае зайдет китайский автопроизводитель. Во-первых, за 20 лет эта отрасль в Поднебесной расцвела, а во-вторых, на российском рынке "китайцам" сейчас практически нет альтернативы. "Если поначалу китайский автопром что-то копировал, то сейчас выпускает продукцию на уровне мировых производителей, - считает председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. - Китайский рынок велик, большинство населения ездит на отечественных машинах, поэтому местные производители вынуждены конкурировать между собой. Сегодня их автомобили уже не имеют проблем с обслуживанием и качеством. А комплектация у них зачастую даже богаче, чем у европейских марок".
FAW - крупная госкомпания, которая начинала как поставщик в первую очередь военной техники. В России она присутствует, с небольшими перерывами, уже лет пятнадцать. Первые хэтчбеки у нас стали продавать в 2006 году. По мнению Валерия Солдунова, сегодня компании есть что предложить на российский рынок, причем как для Крайнего Севера, так и для Юга. Другой вопрос - как быстро удастся перестроить технологический процесс, заточенный под "японцев"? И реально ли это вообще? Мнения экспертов разделились. "На заводе "Ниссан" можно производить только автомобили этой марки, - полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Для всего остального эти заводы подходят примерно так же, как любое другое помещение промышленного назначения. Придется все перенастраивать, пересобирать оборудование, завозить новое. Эту площадку можно будет использовать разве что для крупноузловой сборки других авто".
С этим согласен и гендиректор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его мнению, какие-либо партнерские проекты с китайскими автопроизводителями возможны только в виде "суперкрупноузловой" сборки. "Действительно, в Петербурге есть производственные мощности, современная высокотехнологичная площадка. Но у китайцев в отсутствие серьезной конкуренции нет мотивации заниматься серьезной локализацией производства в России. Во всяком случае, в краткосрочной перспективе", - полагает эксперт. Его прогноз - они будут поставлять нам машинокомплекты и, при условии экономической эффективности, осуществлять в Петербурге только конечную сборку.
Валерий Солдунов, напротив, уверен, что глубокая локализация "китайцев" в РФ вполне возможна: "У нас есть немало примеров таких производств. "Мерседес" собирал свои автомобили на базе "ГАЗа", модели того же "Ниссана" прекрасно собирались и продавались в России. За последние 10-15 лет большинство производителей добилось высокого процента локализации, так что сегодня для него есть и база, и кадры. В случае с китайцами тоже может идти речь о полноценном производстве, а не о так называемой отверточной сборке".
Не надо забывать и о том, что концерн Nissan оставляет для себя путь назад: условием сделки по передаче активов стала возможность выкупа его доли в российском юридическом лице в течение шести лет. В 2021 году россияне приобрели полтора миллиона новых автомобилей - такими рынками не разбрасываются. Другое дело, что ушедшие марки быстро забываются - так было, например, с "Опелем". В 2014 году он ушел, потом вернулся, но новые модели марки на российских дорогах сегодня встречаются редко.