Начиная с марта наша страна стала терять позиции по объему месячных продаж, оказавшись в июне на десятом месте в Европе позади таких стран как Польша, Бельгия, Нидерланды и Швеция. И это притом, что население всех этих государств в разы меньше, чем в России, а уровень автомобилизации - напротив, гораздо выше. Однако в дальнейшем наша страна смогла частично отыграть утраченные позиции, закрепившись на шестой строчке европейского рейтинга.
Между тем продажи автомобилей в Старом Свете тоже падают, причем отрицательная динамика фиксируется вот уже третий год подряд. Как прогнозируют в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), в 2022-м европейский авторынок снизится на 1%, до 9,6 млн машин, однако по сравнению с "допандемийным" 2019 годом падение составит уже 26%. В АСЕА это связывают с продолжающимися перебоями в поставках новых машин из-за дефицита комплектующих для их производства, которые усугубляются возникшими проблемами с логистикой из-за военного конфликта на Украине и ситуации на Тайване, являющемся одним из основных производителей полупроводников.
Кроме того, напряженная геополитическая обстановка вызвала в европейских странах рост цен на топливо и общую потребительскую неуверенность, что, в свою очередь, сказалось на уровне спроса на автомобили.
Согласно базовому прогнозу агентства "Автостат", объем продаж новых легковых автомобилей в России достигнет 620 тыс. единиц по итогам 2022 года. Это позволит нашей стране сохранить нынешнее шестое место среди крупнейших авторынков Старого Света, несмотря на то что в большинстве европейских стран продажи новых автомобилей в последние месяцы снова стали расти.
А вот вернуться в пятерку лидеров России в этом году уже не удастся: для этого необходимо обогнать Испанию, чей авторынок, по прогнозу Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в 2022 году составит около 900 тыс. машин.
Как говорит партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта Андрей Томышев, сложившаяся в настоящий момент ситуация является беспрецедентным вызовом для российского автомобильного рынка - существующие риски продолжения экономической изоляции могут негативно сказаться на темпах роста экономики страны и покупательной способности граждан.
Однако, несмотря на это, у российской автомобильной промышленности есть запас прочности, который должен позволить ей вернуться в среднесрочной перспективе к показателям 2018-2019 гг.
"Значительную роль сыграет активность, которую проявляют автопроизводители: увеличение локализации компонентов, запуск новых моделей (так, АВТОВАЗ планирует запуск новых автомобилей в среднесрочной перспективе), развитие оставшихся от ушедших игроков мощностей (например, запуск производства "Москвича"). Государственная поддержка, которая будет оказываться в рамках разрабатываемой Стратегии развития автопрома, станет в этих обстоятельствах ключевой для успешности этих планов. Немаловажным будет также интерес к рынку со стороны китайских игроков (ряд новых производств планируется с их участием), который может позволить нивелировать технологическое отставание", - комментирует эксперт.
Как отмечает генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль, несмотря на то что в текущей политической ситуации многие зарубежные автопроизводители уходят из нашей страны и, вероятно, многие из них уже не вернутся, емкость российского автомобильного рынка остается привлекательной для игроков.
Напомним, в 2008 году наша страна даже претендовала на лидерство по объему автопродаж в Европе, уступая лишь Германии. С тех пор Россия, как правило, занимала пятое место в европейском рейтинге, а в предыдущие два года смогла подняться на ступеньку выше благодаря меньшим масштабам коронавирусных ограничений в стране.
Вернуть же утраченные позиции в обозримом будущем вряд ли удастся, поскольку восстановление российского авторынка будет затяжным. Как прогнозируют в "Автостате", продажи вряд ли уже вернутся к "досанкционным" значениям в 1,5 млн новых машин, поскольку для этого нужно, чтобы и цены "откатились" на прежний уровень, а этого, скорее всего, не случится.
Наиболее реальным сценарием видится достижение рынком отметки в 1 млн штук в 2024-2025 годах. Но "Автостат" приводит и пессимистичный вариант прогноза, согласно которому объем продаж в 2023 году может составить всего 570 тыс. автомобилей. К тому же может сократиться господдержка отрасли, которая является важным фактором поддержания спроса. Поступлений средств за счет утильсбора будет меньше, поскольку приостановились иностранные производства в стране, уплачивавшие утильсбор. На льготное автокредитование в этом году, по оценке минпромторга, заложено 9,7 млрд рублей, тогда как в прежние годы выделялось 15 млрд рублей.
А вот Андрей Томышев считает, что объявленные в августе 2022 года планы минпромторга по достижению продаж 1,6-1,7 млн автомобилей к 2026 году (из которых 1,5 миллиона - легковые машины) с дальнейшим ростом выглядят более чем достижимой задачей для индустрии. "В свою очередь, такие объемы рынка позволят России уверенно войти в Топ-5 европейских лидеров: на пике продаж за последние 10 лет в Испании в 2019 году было продано менее 1,3 млн легковых автомобилей, и превышение этой цифры в среднесрочной перспективе маловероятно из-за продолжающейся экономической стагнации, падения желания владения собственным автомобилем, а также энергетического кризиса, который отрицательно скажется на привлекательности электромобилей - основного фокуса европейского автомобильного рынка в ближайшие годы", - констатирует он.
По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, дальнейшее развитие автомобильного рынка в нашей стране зависит от ситуации с доходами потребителей, условий кредитования, а также доступности автомобилей, которые можно будет купить, как внутри России, так и за ее пределами. Это в том числе зависит от того, удастся ли наладить процесс параллельного импорта и в каких объемах он будет.
Но если новых автомобилей для продаж будет недостаточно, как производимых в стране, так и ввезенных разными способами из других государств, то спрос неизбежно сместится в пользу автомобилей с пробегом, а это может повлиять на позиции российского авторынка в европейском рейтинге.