Продажи автомобилей в России могут вернуться к уровню 2019 года через несколько лет

Российский авторынок, который последние годы занимал четвертую строчку в европейском рейтинге, по итогам девяти месяцев 2022-го впервые за много лет выпал из пятерки лидеров, пропустив вперед Италию и Испанию.
iStock

Начиная с марта наша страна стала терять позиции по объему месячных продаж, оказавшись в июне на десятом месте в Европе позади таких стран как Польша, Бельгия, Нидерланды и Швеция. И это притом, что население всех этих государств в разы меньше, чем в России, а уровень автомобилизации - напротив, гораздо выше. Однако в дальнейшем наша страна смогла частично отыграть утраченные позиции, закрепившись на шестой строчке европейского рейтинга.

Между тем продажи автомобилей в Старом Свете тоже падают, причем отрицательная динамика фиксируется вот уже третий год подряд. Как прогнозируют в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), в 2022-м европейский авторынок снизится на 1%, до 9,6 млн машин, однако по сравнению с "допандемийным" 2019 годом падение составит уже 26%. В АСЕА это связывают с продолжающимися перебоями в поставках новых машин из-за дефицита комплектующих для их производства, которые усугубляются возникшими проблемами с логистикой из-за военного конфликта на Украине и ситуации на Тайване, являющемся одним из основных производителей полупроводников.

Кроме того, напряженная геополитическая обстановка вызвала в европейских странах рост цен на топливо и общую потребительскую неуверенность, что, в свою очередь, сказалось на уровне спроса на автомобили.

Согласно базовому прогнозу агентства "Автостат", объем продаж новых легковых автомобилей в России достигнет 620 тыс. единиц по итогам 2022 года. Это позволит нашей стране сохранить нынешнее шестое место среди крупнейших авторынков Старого Света, несмотря на то что в большинстве европейских стран продажи новых автомобилей в последние месяцы снова стали расти.

А вот вернуться в пятерку лидеров России в этом году уже не удастся: для этого необходимо обогнать Испанию, чей авторынок, по прогнозу Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в 2022 году составит около 900 тыс. машин.

Как говорит партнер Группы компаний Б1, руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта Андрей Томышев, сложившаяся в настоящий момент ситуация является беспрецедентным вызовом для российского автомобильного рынка - существующие риски продолжения экономической изоляции могут негативно сказаться на темпах роста экономики страны и покупательной способности граждан.

Однако, несмотря на это, у российской автомобильной промышленности есть запас прочности, который должен позволить ей вернуться в среднесрочной перспективе к показателям 2018-2019 гг.

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Александр Чупров

"Значительную роль сыграет активность, которую проявляют автопроизводители: увеличение локализации компонентов, запуск новых моделей (так, АВТОВАЗ планирует запуск новых автомобилей в среднесрочной перспективе), развитие оставшихся от ушедших игроков мощностей (например, запуск производства "Москвича"). Государственная поддержка, которая будет оказываться в рамках разрабатываемой Стратегии развития автопрома, станет в этих обстоятельствах ключевой для успешности этих планов. Немаловажным будет также интерес к рынку со стороны китайских игроков (ряд новых производств планируется с их участием), который может позволить нивелировать технологическое отставание", - комментирует эксперт.

Как отмечает генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль, несмотря на то что в текущей политической ситуации многие зарубежные автопроизводители уходят из нашей страны и, вероятно, многие из них уже не вернутся, емкость российского автомобильного рынка остается привлекательной для игроков.

Автопроизводители увеличивают локализацию компонентов, запускают новые модели, развивают оставшиеся от ушедших игроков мощности

Напомним, в 2008 году наша страна даже претендовала на лидерство по объему автопродаж в Европе, уступая лишь Германии. С тех пор Россия, как правило, занимала пятое место в европейском рейтинге, а в предыдущие два года смогла подняться на ступеньку выше благодаря меньшим масштабам коронавирусных ограничений в стране.

Вернуть же утраченные позиции в обозримом будущем вряд ли удастся, поскольку восстановление российского авторынка будет затяжным. Как прогнозируют в "Автостате", продажи вряд ли уже вернутся к "досанкционным" значениям в 1,5 млн новых машин, поскольку для этого нужно, чтобы и цены "откатились" на прежний уровень, а этого, скорее всего, не случится.

Наиболее реальным сценарием видится достижение рынком отметки в 1 млн штук в 2024-2025 годах. Но "Автостат" приводит и пессимистичный вариант прогноза, согласно которому объем продаж в 2023 году может составить всего 570 тыс. автомобилей. К тому же может сократиться господдержка отрасли, которая является важным фактором поддержания спроса. Поступлений средств за счет утильсбора будет меньше, поскольку приостановились иностранные производства в стране, уплачивавшие утильсбор. На льготное автокредитование в этом году, по оценке минпромторга, заложено 9,7 млрд рублей, тогда как в прежние годы выделялось 15 млрд рублей.

А вот Андрей Томышев считает, что объявленные в августе 2022 года планы минпромторга по достижению продаж 1,6-1,7 млн автомобилей к 2026 году (из которых 1,5 миллиона - легковые машины) с дальнейшим ростом выглядят более чем достижимой задачей для индустрии. "В свою очередь, такие объемы рынка позволят России уверенно войти в Топ-5 европейских лидеров: на пике продаж за последние 10 лет в Испании в 2019 году было продано менее 1,3 млн легковых автомобилей, и превышение этой цифры в среднесрочной перспективе маловероятно из-за продолжающейся экономической стагнации, падения желания владения собственным автомобилем, а также энергетического кризиса, который отрицательно скажется на привлекательности электромобилей - основного фокуса европейского автомобильного рынка в ближайшие годы", - констатирует он.

По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, дальнейшее развитие автомобильного рынка в нашей стране зависит от ситуации с доходами потребителей, условий кредитования, а также доступности автомобилей, которые можно будет купить, как внутри России, так и за ее пределами. Это в том числе зависит от того, удастся ли наладить процесс параллельного импорта и в каких объемах он будет.

Но если новых автомобилей для продаж будет недостаточно, как производимых в стране, так и ввезенных разными способами из других государств, то спрос неизбежно сместится в пользу автомобилей с пробегом, а это может повлиять на позиции российского авторынка в европейском рейтинге.