Три возможных варианта
В муниципалитете рассматривают три варианта увеличения тарифов. Первый - оставить все как есть. То есть 11 сомов за проезд в автобусах и троллейбусах и 15 - в частных маршрутках. Второй - увеличить тарифы до 15 и 21 сомов соответственно. Третий - до 15 (автобусы), 13 (троллейбусы) и 25 сомов.
По данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэрии Бишкека, разработанный проект постановления сейчас рассматривают в мэрии. Затем его отправят на согласование в министерство экономики и коммерции КР. В случае положительного заключения со стороны ведомства предложение обсудят депутаты Бишкекского городского кенеша. Именно они и примут окончательное решение.
В департаменте отметили: в процессе продвижения документа по инстанциям представленные цифры могут измениться.
Все подорожало
Городские чиновники обосновывают необходимость увеличения тарифов значительным увеличением цен на топливо и запасные части, которое произошло всего лишь за год.
- Действующие тарифы на проезд в общественном транспорте не обеспечивают поступление необходимого количества финансовых средств пассажирским автопредприятиям и частным перевозчикам в условиях роста их эксплуатационных затрат и, как следствие, приводят к невозможности производить эксплуатационный ремонт, техническое обслуживание транспортных средств, - говорится в справке-обосновании к постановлению.
В республике, действительно, сильно подорожала солярка - с конца 2021 года, по данным Нацстаткома КР, почти в два раза. Этот вид топлива используют для заправки маршруток и автобусов.
Маршруты пустеют
Ситуация с тарифами на проезд, которые всего лишь за год перестали "обеспечивать поступление необходимого количества финансовых средств", привела к увольнениям водителей и, как следствие, нехватке перевозчиков пассажиров в Бишкеке. Это ощущается в вечернее время, когда люди возвращаются домой с работы и проводят долгое время на переполненных остановках.
Особенно страдают частники, которые просто отказываются работать и уходят с маршрутов. В результате сегодня в городе, как сказал глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столичной мэрии Максат Нусувалиев в интервью местным СМИ, наблюдается критическая нехватка общественного транспорта.
По его данным, каждое утро в город выезжает около 1400 маршруток, 135 троллейбусов, 85 муниципальных и 110 частных автобусов. Ближе к обеду количество первых увеличивается до 1800. Но этого на самом деле мало. Особенно печален тот факт, что маршруток с каждым месяцем становится все меньше - когда-то жителей и гостей столицы перевозило около 4,5 тысячи "бусиков", - а заменять их нечем. В мэрии пока только обещают пополнить муниципальный автопарк новыми автобусами.
Городские чиновники надеются, что очередное увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте стимулирует частников остаться или вернуться на маршруты.
Жители столицы тем временем уже высказали свое отношение к инициативе. Бишкекчане, которые толком еще не "переварили" прошлое повышение стоимости проезда, мягко говоря, недовольны. В 2021 году, когда горожанам предложили высказаться по этому поводу, перевозчики услышали в свой адрес много претензий.
Люди говорили, что об увеличении тарифов не может быть и речи. "Водители курят за рулем, сиденья для пассажиров грязные, обивка порванная. И такое почти в каждой маршрутке... А про час пик отдельная история - можно не держаться за поручни, так как народу битком, все едут, словно сельдь в банке... Категорически против повышения цен на проезд, так как заработные платы слишком малы... Если поднимут тарифы, сможет ли мэрия обеспечить соблюдение водителями правил дорожного движения, человеческие условия в маршрутках, посадку и высадку только на остановках?" - писали горожане на сайте мэрии.
Тарифы тем не менее тогда подняли. То же самое, скорее всего, произойдет и на этот раз. Другого варианта действий у властей города просто нет.
Кстати
Обычно водители частных "бусиков" свои требования повысить тарифы на проезд подкрепляли конкретными действиями. В 2018 году, к примеру, они отказались выходить на маршруты, устроив двухдневную забастовку, которая привела к транспортному коллапсу в столице. В мэрии, понятно, подобные демарши категорически не одобряют, но при этом признают, что в общем-то "маршруточники" правы. За последние годы столичный рынок коммерческих пассажирских перевозок из-за нерентабельности работы покинули тысячи микроавтобусов.
В министерстве внутренних дел КР инициировали ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. Согласно разработанному ведомством законопроекту, если водитель попадется на вождении в нетрезвом состоянии, то будет лишен прав на три года; если пьяный водитель станет виновником ДТП, то лишится прав на 10 лет; при повторном нарушении такого же характера после завершения срока наказания водителя предлагают лишить документа еще на 10 лет.
По словам начальника управления ДПС и правоприменительной практики ГУОБДД МВД Манаса Сыдыгалиева, в случае повторного совершения ДТП в нетрезвом состоянии, при котором пострадают люди, предусмотрено пожизненное лишение водительских прав с изъятием транспортного средства по решению суда.