26.10.2022 11:50
В мире

Какие соцсети предпочитают подростки в России и Беларуси

Текст:  Екатерина Пряхина (pryakhina@rg.ru) Ольга Невмержицкая (nev@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №40 (1052)
На днях Министерство просвещения РФ выступило с инициативой - предложило школьникам и их родителям отказаться от мессенджера WhatsApp и вместо него перейти на "VK Мессенджер". Эта идея вызвала бурную реакцию в обществе, хотя ведомство уточнило, что речь идет всего-навсего о рекомендации. Данный факт тем не менее заставил задуматься о том, в каких социальных сетях сидят наши дети и насколько необходим со стороны государства контроль за этим процессом.
Эксперты отмечают, что интерес подростков сосредоточен в основном на развлекательном контенте соцсети. / Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU
Как в России

Для начала приведем топ мессенджеров, которыми пользуются россияне разных возрастов. В 2022 году он выглядит так: WhatsApp (75%), YouTube (55%), VK (62%), Telegram (55%), "Одноклассники" (52%).

В исследованиях, посвященных только подростковым интересам, лидеры идут в другом порядке, а любимые старшим поколением "Одноклассники" вовсе отсутствуют.

Так, Digital-агентство "Интериум" провело опрос среди молодых людей в возрасте от 14 лет, какие площадки в Сети остались для них востребованными. На вопрос, где пользователи проводят время, большинство назвало соцсеть "ВКонтакте" - 69,44% опрошенных.

Далее следуют видеохостинг YouTube - 57,41%, платформа Instagram (запрещена в Российской Федерации) - 54,63%, сервис коротких видео TikTok - 47,22%. Абсолютным лидером является Telegram (93%).

Гендиректор VK рассказал об интеграции госуслуг в соцсеть "ВКонтакте"

"ВКонтакте" всегда был популярен у молодых, его мощности старается использовать российская средняя школа. Например, новый сервис для школ - учебный профиль "Сферум" - работает на базе VK-мессенджера. Растет и популярность Telegram - в нем переписываются школьники с учителями и друг с другом, здесь размещаются информационные странички.

Часть юных пользователей, стремясь уйти от некоторого официоза VK, делает выбор в пользу "телеги" и чего-то нового. "Пользователи переходят из WhatsApp и Viber в VK и Telegram, то есть происходит миграция взрослой аудитории в эти соцсети, - говорит Диана Королева, заведующая Лабораторией инноваций в образовании Института образования ВШЭ. - У подростков был свой мир на сайте "ВКонтакте", теперь, когда сюда перешли родители, им тут становится некомфортно. Была такая "территория за гаражами", где можно было покурить вдали от глаз взрослых. А сейчас ее облагородили и поставили фонарь. Подростки начинают искать что-то другое, без взрослого контроля".

Такие предположения верны. Подростки успешно превращают в соцсети сервисы, которые созданы для другого. Например, приложение Discord. Его аудитория насчитывает около 300 млн человек, а разработан он был для групповых аудио- и видеозвонков геймеров во время онлайн-игр, но все больше ребят остаются там для общения с друзьями, совместного просмотра фильмов...

Диана Королева отмечает, что в этом возрасте особую роль играет самопрезентация - предъявление себя сверстникам, обществу. "Соцсети, особенно "ВКонтакте", хорошо этой задаче отвечали. Сейчас появляются сети почти без визуального контента типа Telegram, где акцент делается на текст. Интересно, как в этих условиях будет решаться задача подростковой самопрезентации? - задается вопросом эксперт. - Любопытно будет наблюдать, что принесет переход подростков в Telegram. Как будет проявляться их идентичность? В нашей молодости, чтобы самоутвердиться, надо было осмелеть - стать панком, сделать себе ирокез. А нынешнему подростку и панком становиться не надо было. Сделал ирокез в фильтре, повесил фото на аватарку, ее все прокомментировали. Возможно, сейчас вернется офлайн-самопрезентация. И - кто знает? - может произойти выход из Сети в реальную жизнь".

Как в Беларуси

Белорусские дети в восторге от Instagram (платформа запрещена в Российской Федерации) и TikTok. Именно эти соцсети лидируют в списке самых востребованных. Есть также довольно многочисленная группа поклонников сети "ВКонтакте". Интерес сосредоточен в основном на развлекательном контенте. Аккаунты, связанные с образованием, по последним исследованиям, привлекают лишь 20 процентов пользователей. Зато видео со смешными котиками или фото выступления любимой поп-группы набирают рекордное количество лайков.

Многие дети, публикуя видео или пост, мечтают стать блогерами с миллионной аудиторией. Феномен медийных личностей в том, что они легко воздействуют на неокрепшие умы. Их призывам доверяют. Увидеться с кумиром из TikTok - верх желаний. Недавно в одном из ТЦ белорусской столицы на фан-встречу к 12-летнему блогеру из Москвы пришли тысячи детей. Результат - давка в лифте и приезд милиции.

Каждый пятый родитель знает пароль от аккаунтов своего ребенка и время от времени заходит с проверкой

А если внимание ребенка привлечет преступник? Несколько лет назад родители били тревогу по поводу смертельно опасной игры "Синий кит". Подростки активно вступали в переписку с "кураторами", которые присылали им задания на день. Случались суициды. Создателей игры арестовали. Нет гарантий, что подобное не повторится.

Одна из структур, препятствующих распространению опасного контента в Беларуси, - Главное управление по противодействию киберпреступности МВД. Как отмечает заместитель начальника этого управления Александр Рингевич, проработка каждого случая чаще всего начинается с обращения родителей потерпевшего.

Шадаев: соцсети необходимы для взаимодействия граждан и государства

- Сегодня очень распространено мошенничество с фото. Преступники знакомятся в Сети с детьми под видом сверстников. Входят в доверие, затем выпрашивают интимные снимки. Впоследствии ими же и шантажируют, угрожая отправить друзьям и знакомым. Фото оставляют себе или продают в интернете, редко предлагают выкупить.

Порой мошенники втягивают несовершеннолетних в аферы с наркотическими закладками. Предлагают заработать легкие деньги, выполнив поручение. Поэтому родителям стоит обратить внимание, если у ребенка появились покупки, которые они не оплачивали. Возможно, он приобрел их на средства от "сделки".

В случае жалоб на опасные группы, видео подозрительного содержания, посты с призывами к уголовно наказуемым действиям их блокировкой занимаются администраторы соцсетей.

Чтобы вредоносный контент из них удалили, сотрудники МВД обращаются в Министерство информации, которое направляет ходатайство в адрес этих соцсетей. Информацию, как правило, убирают.

- И все же найти и заблокировать весь опасный контент в соцсетях невозможно, - считает Александр Рингевич. - Но можно научить ребенка бдительности. МВД проводит в школах беседы. Ребятам объясняют, где подстерегает опасность и как не попасться на удочку мошенников. Большая ответственность лежит и на родителях. Хорошо, если они подписаны на своих детей в соцсетях и ненавязчиво отслеживают, что с ними происходит. Совместными усилиями нам удается предотвратить преступление и быстро среагировать, если оно уже произошло.

Беларусь