26.10.2022 09:43
Культура

Луганский театр показал русскую классику в приграничных регионах

Текст:  Анна Скрипка (Белгород-Курск)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №243 (8891)
Уже в названии Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева его труппа подчеркивает важность каждого слова. "Наш театр всегда назывался русским, - отмечает директор Галина Михайлюк-Филиппова. - С самого момента создания и до настоящего времени мы ставим спектакли только на русском языке и ни на каком другом". Для гастролей по российскому приграничью луганская труппа неслучайно выбрала классику - "Лес" по одноименной пьесе Александра Островского и "Левшу" по повести Николая Лескова: слишком тернист был путь театра к российской - во всех смыслах - сцене.
Пока театр гастролирует, часть коллектива с оружием в руках защищает родную землю. / Александр Малахов
Читать на сайте RG.RU

Галина Михайлюк-Филиппова уверена, что судьбу Луганского академического драматического театра предопределил еще момент его создания. Решение об этом было принято в 1939 году, и 16 выпускников Ленинградского театрального училища составили значительную часть труппы в те годы. Театр жил и в самое нелегкое для страны время. Имя Павла Луспекаева, поступившего в труппу артистом вспомогательного состава после Великой Отечественной войны, на которой он был тяжело ранен, присвоили театру только в 2012 году и не без участия знаменитого Георгия Штиля.

- Они были знакомы, более того - дружны, - продолжает Галина Михайлюк-Филиппова. - И именно его ходатайство получило отклик у властей тогда Луганской области. В результате имя Павла Луспекаева было присвоено нашему театру.

Русский театр, русскоговорящий актерский состав, русская классика на сцене... последнее десятилетие стало для луганских служителей Мельпомены настоящим испытанием.

- Все мы помним утро 2 июня 2014 года. Тогда первой новостью стал взрыв якобы кондиционера в Луганске. Но на самом деле это был удар ракетой с кассетными боеприпасами, и произошло это метрах в 700 от здания нашего театра, - вспоминает директор. - Это был понедельник, выходной для всех работников культуры. А так как все мы жили неподалеку, то через 15 минут оказались около театра. И вот наш главный режиссер вместе с группой актеров поднялись и сразу же уехали из города. И продолжили успешно работать. А мы остались.

Мы счастливы встречать своих зрителей, говорить о добре своим зрителям на русском литературном языке

А дальше пришло время, когда, казалось, о театре и мыслей быть не может. Город оказался в блокадном кольце. Без электричества, воды, связи. Тотальная темнота - такими словами вспоминают директор и сотрудники театра те долгие месяцы беспросветных обстрелов и жесткого испытания голодом и неизвестностью.

- Нам привозили воду на тех машинах, с которых раньше продавали молоко, - рассказывает Галина Михайлюк-Филиппова. - И какая это была вода... Мы ее кипятили 40 минут, чтобы потом можно было на ней хоть что-то приготовить. Магазины опустели.

Куклы из Театра Образцова вышли "погулять" в Парк Горького

А что же театр?

- Не закрывался ни на день, - говорят его служители.

В какое-то время сотрудники ночевали и в гримуборных, и в подвальном помещении. Обстрелы начинались в четыре утра. И удивительно, что театр в это время остался почти целым, хотя рядом разрушались обстрелами и краеведческий музей, и цирк, которому прилетело прямо в купол.

Театр стал убежищем. И не только от свистящих снарядов.

- Мы тогда репетировали сказку "Зайка-зазнайка", - продолжает Галина Михайлюк-Филиппова. - И вот вроде детская история, но она нам открыла глаза: зайка берет ружье, разворачивает его на свою семью... На нас ведь тоже разворачивали оружие "свои".

Время шло, с блокадой города справились, и в театр стали съезжаться люди. Заслуженная артистка Луганщины Светлана Степкина не уехала из города ни на день. Теперь она даже не может объяснить, почему. Переезжала с места на место, оставшаяся часть труппы помогала переносить нехитрое имущество. Но именно она задалась целью, несмотря на обстрелы, восстановить репертуар театра.

Поздней осенью 2014 года Луганский театр имени Павла Луспекаева открыл новый сезон. И большая часть спектаклей стала выездной. Немногочисленная труппа, которую пополнили в том числе и молодые выпускники Луганской академии культуры и искусств, нашла гитариста и стала ездить по региону.

На фестивале "Видеть музыку" показали неожиданную "Пиковую даму"

- По Луганску хотя бы расходились листовки, мы узнавали новости, - рассказывают артисты. - Но рядом не было и этого.

И они приносили в поселки, села и новости, и радость от встречи с искусством.

- Как мы жили все эти годы? Мы жили счастьем, что мы живы. И можем работать. Встречать своих зрителей, говорить о добре своим зрителям на русском литературном языке, - подчеркивает Галина Михайлюк-Филиппова. - А теперь, когда мы гастролируем здесь, часть нашего коллектива с оружием в руках защищает родную землю. Мобилизация пришла и к нам. Нам сказали: 50 процентов мужчин в коллективе могут остаться на рабочих местах. И вот как решить, кому идти воевать? Собрались все в зале, я попросила поднять руки тех, кто согласен это сделать. После тихой паузы руки стали подниматься. Из Луганского театра на фронт шли добровольцы. Открытие этого театрального сезона мы назвали "Герои нашего времени". И со сцены рассказали обо всех, кто из нашего коллектива защищает родную землю.

В Луганском театре уверены: такое щемящее чувство незыблемого патриотизма - отличительная черта русского человека.

- Поэтому и для гастролей мы выбрали русскую классику, - отмечает главный режиссер театра Сергей Васин. - Эти произведения понятны всем нам.

Драматический театр Белгородская область Курская область Луганская Народная Республика