Обсуждению единого ОСАГО было посвящено очередное заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, которое прошло на минувшей неделе в Москве. Внедрение новой системы пройдет в несколько этапов, рассказал исполнительный директор Российского бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван.
Сегодня на территории России и Беларуси действуют национальные полисы ОСАГО и ОСГО. Но в скором будущем у автовладельцев появится возможность при желании расширить действие этих полисов на территорию соседней страны. На следующем этапе планируется переход к единому для всей территории Союзного государства полису ОСАГО. "При этом некоторое время будут действовать краткосрочные "Зеленые карты", необходимые для того, чтобы удовлетворять спрос на короткие поездки", - объяснил он.
Как сообщил Сергей Разуван, порядок заключения договоров и стоимость полиса остаются в ведении национальных законодательств. Урегулирование претензий по ДТП будет происходить по законодательству страны, где оно произошло. Нужно будет проработать установление единого лимита выплат по полисам с расширением на все Союзное государство.
Одним из важных моментов формирования системы единого ОСАГО эксперт назвал организацию процесса, при котором потерпевший в ДТП в другой стране может обращаться к страховщику в своей стране. Такая практика в России и Беларуси на сегодня отсутствует.
"Есть важный момент, связанный с взаимодействием информационных систем: камеры на дорогах должны определять наличие страхового полиса не только по "своим" автомобильным номерам, но и по номерам соседнего государства", - резюмировал Сергей Разуван.
Плотная работа над единым полисом ОСАГО и законом, который должен регулировать его введение, началась в прошлом году. На данный момент для того, чтобы без проблем передвигаться на машине, которая зарегистрирована в России, по дорогам Беларуси и наоборот, требуется отдельная автомобильная страховка - так называемая "Зеленая карта".
Оформить ее можно по-разному. Первый и самый простой способ - онлайн, с помощью специальных форм на сайтах крупных страховых компаний. Второй - в офисах страховщиков при личном присутствии. Третий - в дороге. По мере приближения к границе России и Беларуси как с той, так и с другой стороны автолюбителям будут попадаться мини-офисы, где без проблем оформят такой документ.
"Абсолютные цифры называть рано, но цена будет единой для граждан Союзного государства, так как сама концепция закона предполагает общность подходов к страхованию автогражданской ответственности", - рассказал в эксклюзивном комментарии "СОЮЗу" заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Сергей Сивец.
Еще одной хорошей новостью для автомобилистов стало решение о подготовке соглашения, благодаря которому на территории Союзного государства появится единая форма извещения о ДТП, которое можно оформить самостоятельно, без присутствия сотрудников дорожной полиции - так называемого европротокола.
Именно этот вопрос вызвал активную дискуссию на заседании комиссии: по мнению представителя Минфина Беларуси Дмитрия Марченкова, соглашение необходимо рассматривать как часть общей системы единого ОСАГО, поэтому следует дождаться, когда эта норма будет прописана в модельном законе.
Участники заседания в итоге пришли к выводу, что в отличие от модельного закона соглашение уже готово, оно не требует дополнительных проработок и переходных периодов, а также не затрагивает суть ОСАГО. Поэтому единый бланк извещения вполне может начать действовать раньше общего полиса страхования.
Будет ускорена и работа над межправительственным соглашением, которое позволит создать нормативную базу для учета водительского стажа белорусских автовладельцев в том случае, если они оформляют полис ОСАГО в России. "Проблема в том, что без учета стажа стоимость российского полиса ОСАГО получается для граждан Беларуси больше", - констатировала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Светлана Любецкая.
Закон о едином ОСАГО Союзного государства будет первым модельным законом, который утвердит Парламентское Собрание Беларуси и России, сообщил во время пресс-подхода председатель Комиссии по законодательству и Регламенту Виктор Пинский.
"Он станет первой ласточкой унификации законодательных систем наших стран. Я уверен, что в декабре Парламентское Собрание примет этот документ и в середине 2023 года он начнет работать", - резюмировал депутат.