В следующем году у Беларуси и России может появиться единый ОСАГО. Какими будут этапы внедрения новой системы

Что касается цены на единый полис автострахования, то пока этот вопрос обсуждается.
Что касается цены на единый полис автострахования, то пока этот вопрос обсуждается. / Татьяна Андреева
В вопросе о едином ОСАГО Союзного государства появляется все больше конкретики. Уже в декабре депутаты Парламентского Собрания Беларуси и России планируют утвердить модельный законодательный акт, и тогда с середины 2023 года водители смогут оформлять единый документ, который будет признаваться на территории двух наших стран. "СОЮЗ" выяснял, какими будут этапы внедрения новой системы обязательного страхования автогражданской ответственности.

Обсуждению единого ОСАГО было посвящено очередное заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, которое прошло на минувшей неделе в Москве. Внедрение новой системы пройдет в несколько этапов, рассказал исполнительный директор Российского бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван.

Сегодня на территории России и Беларуси действуют национальные полисы ОСАГО и ОСГО. Но в скором будущем у автовладельцев появится возможность при желании расширить действие этих полисов на территорию соседней страны. На следующем этапе планируется переход к единому для всей территории Союзного государства полису ОСАГО. "При этом некоторое время будут действовать краткосрочные "Зеленые карты", необходимые для того, чтобы удовлетворять спрос на короткие поездки", - объяснил он.

Цена полиса будет единой для всех граждан Союзного государства

Как сообщил Сергей Разуван, порядок заключения договоров и стоимость полиса остаются в ведении национальных законодательств. Урегулирование претензий по ДТП будет происходить по законодательству страны, где оно произошло. Нужно будет проработать установление единого лимита выплат по полисам с расширением на все Союзное государство.

Одним из важных моментов формирования системы единого ОСАГО эксперт назвал организацию процесса, при котором потерпевший в ДТП в другой стране может обращаться к страховщику в своей стране. Такая практика в России и Беларуси на сегодня отсутствует.

"Есть важный момент, связанный с взаимодействием информационных систем: камеры на дорогах должны определять наличие страхового полиса не только по "своим" автомобильным номерам, но и по номерам соседнего государства", - резюмировал Сергей Разуван.

Плотная работа над единым полисом ОСАГО и законом, который должен регулировать его введение, началась в прошлом году. На данный момент для того, чтобы без проблем передвигаться на машине, которая зарегистрирована в России, по дорогам Беларуси и наоборот, требуется отдельная автомобильная страховка - так называемая "Зеленая карта".

Оформить ее можно по-разному. Первый и самый простой способ - онлайн, с помощью специальных форм на сайтах крупных страховых компаний. Второй - в офисах страховщиков при личном присутствии. Третий - в дороге. По мере приближения к границе России и Беларуси как с той, так и с другой стороны автолюбителям будут попадаться мини-офисы, где без проблем оформят такой документ.

"Абсолютные цифры называть рано, но цена будет единой для граждан Союзного государства, так как сама концепция закона предполагает общность подходов к страхованию автогражданской ответственности", - рассказал в эксклюзивном комментарии "СОЮЗу" заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Сергей Сивец.

Закон о едином ОСАГО станет первым модельным законом Союзного государства

Еще одной хорошей новостью для автомобилистов стало решение о подготовке соглашения, благодаря которому на территории Союзного государства появится единая форма извещения о ДТП, которое можно оформить самостоятельно, без присутствия сотрудников дорожной полиции - так называемого европротокола.

Именно этот вопрос вызвал активную дискуссию на заседании комиссии: по мнению представителя Минфина Беларуси Дмитрия Марченкова, соглашение необходимо рассматривать как часть общей системы единого ОСАГО, поэтому следует дождаться, когда эта норма будет прописана в модельном законе.

Участники заседания в итоге пришли к выводу, что в отличие от модельного закона соглашение уже готово, оно не требует дополнительных проработок и переходных периодов, а также не затрагивает суть ОСАГО. Поэтому единый бланк извещения вполне может начать действовать раньше общего полиса страхования.

Будет ускорена и работа над межправительственным соглашением, которое позволит создать нормативную базу для учета водительского стажа белорусских автовладельцев в том случае, если они оформляют полис ОСАГО в России. "Проблема в том, что без учета стажа стоимость российского полиса ОСАГО получается для граждан Беларуси больше", - констатировала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Светлана Любецкая.

Закон о едином ОСАГО Союзного государства будет первым модельным законом, который утвердит Парламентское Собрание Беларуси и России, сообщил во время пресс-подхода председатель Комиссии по законодательству и Регламенту Виктор Пинский.

"Он станет первой ласточкой унификации законодательных систем наших стран. Я уверен, что в декабре Парламентское Собрание примет этот документ и в середине 2023 года он начнет работать", - резюмировал депутат.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться