Во время краткосрочного выезда с линии соприкосновения увлекающегося музыкой бойца пригласили сыграть на концертном рояле. Маэстро признался, что после долгого перерыва от прикосновения к клавишам потеплело в душе. Пальцы сами вспомнили все. По залу филармонии полилась мелодия...
Корреспондент "РГ" побеседовал с музыкантом в камуфляже прямо на сцене. Хотя на фронте Маэстро играет на совсем других инструментах, он отмечает, что между музыкальным и артиллерийским искусством много общего.
- И в том, и в другом случае нужны интеллектуалы. Особенно в реалиях современного конфликта. В бою необходимо многое просчитывать. Кроме того, в работе арткорректировщика большое значение имеет творческая составляющая и способность к импровизации. Например, противник принял решение штурмовать наши позиции. Он движется вперед и нужно выделить плановые цели. Но в определенный момент наступающая колонна разделяется, стрелки спешиваются. Приходится тут же принимать решение о разделении огня. При этом стрельба может вестись не всей батареей, а взводом или отдельным орудием. И для каждого орудия нужно учитывать наличие боекомплекта, людей, времени, скорость открытия огня. Порой удержать все в голове невозможно, но следует чувствовать и понимать ситуацию практически на уровне интуиции, - объясняет мой собеседник.
По его словам, гибкое мышление и творческий подход необходимо применять и при выборе приоритетных целей, поскольку на поле боя не всегда бывает все очевидно, а простых решений не существует.
- Вот еще один пример из практики, - продолжает Маэстро. - Идет вражеская колонна. Десяток бронемашин. И вроде бы колонна эта является приоритетной целью. Но у вас в запасе только 25 снарядов и есть подразделение, которое уже вступило в огневой контакт с противником. И если выпустить все снаряды по колонне, которая находится где-то далеко, то ребята, ведущие бой прямо сейчас, останутся без артиллерийского прикрытия.
Маэстро отмечает, что артразведчикам и корректировщикам приходится решать множество самых разных задач и для этой работы требуются люди особого склада.
- Иногда нужно сутками сидеть в наблюдении, иногда - проводить инженерные работы, иногда - разминировать, иногда - стрелять. А в некоторых случаях - быстро бегать. Порой приходится работать не только со своей артой, но и с чужими подразделениями, с которыми нет непосредственной связи, а коммуникации идут через вышестоящее руководство. При этом корректировщик может использовать самый широкий спектр инструментов - от сложных оптических приборов до гражданских квадрокоптеров. Даже обычный бинокль, купленный в охотничьем магазине, может сослужить хорошую службу. Или, например, электронные камеры, которые в мирной жизни используются для охраны складов, а на передовой их можно установить на важных участках. Кое-что ребята самостоятельно изготавливают из подручных средств. Сам по себе снаряд летит довольно точно, но его кому-то нужно направить, - говорит Маэстро.
Командир группы артразведки отмечает: несмотря на то, что противник использует оружие стран НАТО и порой выполняет приказы иностранных инструкторов, в целом тактика работы артиллерии противоборствующих сторон схожа. Сказывается старая советская школа, и специалисты говорят, что нередко на поле боя они словно смотрят в зеркало. А использование новой техники отнюдь не гарантирует победы.
- Иногда современные высокотехнологичные средства могут проигрывать в надежности старым и проверенным временем, - считает Маэстро. - Часто советскому вооружению с большим запасом прочности нет достойных альтернатив. Например, если пришлось бы выбирать между американской гаубицей М-777 "три топора" и старым добрым "Гиацинтом" я бы предпочел советскую гаубицу. Да, возможно М-777 бьет немного точнее, но по соотношению качество-надежность-доступность-эффективность "Гиацинт" все-таки лучше. А мощность снаряда такова, что точность попадания не всегда является решающим преимуществом.