Если несколько лет назад вузы не учили студентов вести свое дело в реальных условиях, то сегодня ситуация изменилась: на базе высших учебных заведений появляются практико-ориентированные бизнес-программы, акселераторы, инкубаторы, в которых создаются условия для разработки и внедрения стартапа.
Во многом этому способствовал конкурс среди университетов в рамках федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства", который стартовал летом 2022 года. По итогам отбора в российских вузах до конца года заработают программы студенческого предпринимательства. Всего на гранты АНО "Платформа НТИ" создадут 150 акселераторов и столько же "Предпринимательских точек кипения", 50 университетских стартап-студий. Ключевой показатель федерального проекта, как указано в документе, - к 2030 году университеты должны подготовить для экономики не менее 30 тысяч технологических предпринимателей.
В новосибирском Академгородке такой опыт уже есть. Здесь с 2010 года на базе технопарка "Академпарк" действует акселератор А:СТАРТ, ставший одной из первых площадок по развитию технологических стартапов в России в области приборостроения, информационных технологий, нанобиотехнологий и медицины. Свыше 2300 человек прошли программы акселератора, 261 стартап стал резидентом Академпарка.
Сейчас команды акселератора и бизнес-инкубатора готовы выстраивать сотрудничество с вузами. Как сообщили в пресс-службе технопарка, в декабре 2021 года было положено начало стартап-студии Новосибирского государственного университета (НГУ). За год через студию прошло более 500 студентов, сформировано 25 стартап-команд, которые получают менторскую поддержку от успешных технологических предпринимателей.
"Меньше чем за год стартап-студия превратилась в пространство, где студенты прокачивают скиллы по технологическому предпринимательству без отрыва от образовательного процесса, - говорит программный директор акселератора А:СТАРТ и руководитель бизнес-инкубатора Академпарка Алексей Голубев. - Поработав в стартап-студии и получив гранты, 13 студенческих команд с базовыми навыками и первыми деньгами пришли в бизнес-инкубатор. То есть они прошли полный цикл нашей воронки: стартап-подготовка в вузе, получение гранта, акселератор Академпарка и резидентство в бизнес-инкубаторе".
По словам ректора НГУ академика РАН Михаила Федорука, вуз в последние несколько лет последовательно движется в направлении развития предпринимательской экосистемы. "Инновации могут возникнуть только там, где есть сильная наука, а также устойчивые междисциплинарные связи. Поэтому создание стартап-студии является для нас абсолютно необходимым решением, которое позволит интенсифицировать разработку новых продуктов и технологий, а значит, и новых бизнесов, способных постепенно менять индустриальный ландшафт региона", - поделился академик.
"Очень важно, когда вузы понимают запросы реального сектора и ориентируются на прикладные разработки и запросы от предприятий. У нас в регионе есть кейсы, когда небольшое частное предприятие открыло на базе вуза отдельную выездную кафедру и студенты приезжали на предприятие и осваивали практическую часть работы на новом современном оборудовании. Сейчас самое время под иным углом посмотреть на инструменты трансфера технологий, взаимодействие вузов с реальным сектором экономики, заказ на инновации и активность вузов. Эту возможность предоставляют, в том числе, госпрограммы", - отметил министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев в ходе совещания, прошедшего в онлайн-формате на площадке Ассоциации инновационных регионов России (АИРР).
В числе участников обсуждения - ректоры вузов и руководители исполнительной власти, в том числе из 18 регионов-членов АИРР. Всего - более 170 человек. И, по словам выступающих, есть определенные трудности при внедрении предпринимательских навыков в вузах. Так, Вадим Васильев обратил внимание, что реальный сектор экономики зачастую ставит задачу на разработку не вузу или научному институту, а подведомственному подразделению, структуре в отрасли. "Но отраслевые институты не ведут научно-исследовательскую работу, а именно это позволяет нащупать грань технологического лидерства. Для вуза крайне важно получить конкретный запрос, задачу, над решением которой можно трудиться", - пояснил он.
"Несмотря на прикладной характер, согласно учебным планам студенты имеют всего 160-180 часов практических занятий, это около трех недель. За столь короткий промежуток времени трудно научиться управлять техникой, оборудованием. Во время прохождения практики важно, чтобы студентов допускали к работе на оборудовании, чтобы практика не носила формальный характер", - поддержал тему директор Калужского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана Андрей Царьков.
И.о. директора Обнинского института атомной энергетики - филиала НИЯУ МИФИ Алексей Панов заметил, что необходимо синхронизировать студенческую практику с работой на производстве. "Чтобы практиканты могли интегрироваться в технологические процессы предприятия, имели полное представление о будущей профессии, а не изучали работу в теории", - заметил Алексей Панов.
Проректор по образовательной деятельности Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Евгений Ивашкин считает, что поддержка нужна не только в подготовке ИТ-специалистов, но и конструкторов, технологов, металлургов, химиков. "Нужна большая госпрограмма поддержки всего инженерного образования, не только информтехнологий. Положительный опыт субъектов нужно учитывать и масштабировать", - предложил Ивашкин.