- Мы создали восемь фильмов за последние годы. В советское время я снимал свои балеты на телевидении в Москве и Ленинграде. Я очень доволен тем, что мы делаем. От фильма к фильму мы развиваем свое мастерство, видение, как сегодня нужно снимать балет, как переносить на экран сценическое живое искусство. Премьера последнего фильма "Ночь нежна" состоялась в московском кинотеатре "Художественный", потом мы показали его в Доме кино, а также в Петербурге. Реакция зрителей меня просто потрясла - эмоциональная, восторженная.
Фильм "Братья Карамазовы" был показан в США в более ста кинотеатров. Во-первых, это любовь американцев к русскому балету. Во-вторых, любовь к Достоевскому. А еще известность нашей труппы в Америке - последние четверть века мы почти ежегодно гастролировали там.
Как-то странно, что наши кинематографисты мало внимания обращают на балет. Если снимают, то это истории на тему "когда б вы знали, из какого сора растут стихи…" В этих фильмах, в основном, только "сор", а "стихов" очень мало. Пока я занимаюсь провокацией кинематографистов и обращаю их внимание на наше искусство. Мне кажется, было бы очень интересно соединить кинематограф и балет, создать пластическое кино, синтез игрового кино и балета. Фильм "Ночь нежна" вдохновил меня на то, что я буду продолжать эту работу.
Наш фильм "Роден" скоро будет демонстрироваться во многих кинотеатрах России (посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. - "РГ"). Мы не говорим о широком прокате и коммерческом успехе. Это профессиональная фиксация наших спектаклей на кинопленку. В театре занавес опустился, и спектакль может не повториться…
Французы сняли недавно фильм "Шагни вперед" - про балерину Гранд Опера, которая ломает ногу и переходит в модерн. Простая история, а фильм идет по всему миру. Соединение современного танца, классики и мелодрамы стало популярной историей. Мы же, имея богатый балетный репертуар и богатые традиции, к сожалению, недооцениваем перспектив. Наш кинематограф, который, в основном, снимает негатив про нашу жизнь, мог бы выйти из этой чернухи, из кризиса на другой уровень - через новый жанр искусства. Сейчас на экране герои с пистолетом, снимают одно и то же, меняя только вид оружия… "Черный лебедь" (фильм режиссера Даррена Аронофски о приме балетного театра, 2010. - прим. "РГ") прошел по всему миру, разные мнения о нем, но он привлек миллионы зрителей и привлек новое поколение молодых людей к балетному искусству. И, конечно, был коммерческий успех.
Продюсер Виктор Дробыш, организатор гастролей театра в Дубае, прокомментировал: "Мне кажется, это вопрос будущего. Будут снимать фильмы про балеты Эйфмана, сопоставимые, например, с "Аватаром". Сегодня в связи со сложившейся в мире ситуацией у нас будет недостаток зрителей в залах кинотеатров. Людям нужно показывать что-то красивое. И могло бы быть не 100 кинотеатров в Америке, а тысяча. И у нас в России тоже".
К слову
В эти дни фильм Бориса Эйфмана "Роден" показывают в Минске в кинотеатре "Центральный" и других.