Препоны и рогатки
Окончательная цена проекта зафиксирована на отметке 1,38 млрд рублей. Причем она увеличивалась не раз. Этот рост Тимофей Шульга объяснил, в частности, тем, что многие проблемные места строительства попросту не могли быть учтены в исходных проектных документах и сметах. Они в буквальном смысле открылись после начала земляных работ. Например, пришлось решать, что делать с 1200 метрами инженерных коммуникаций. Решили незначительно, но сместить главную ось подъемника, чтобы не мешал ливневый коллектор. Все это потребовало возведения дополнительных подпорных стен и прочих укреплений склона. Причем, по словам господина Шульги, многие работы приходится производить как в XIX веке - вручную. Уклон фуникулера превышает 22 градуса и не позволяет использовать тяжелую технику. Самый мощный механизм у строителей на спуске к площади Народного единства - подъемный кран.
Говорить о строительстве или воссоздании кремлевского фуникулера в Нижнем Новгороде стали, едва начался новый век. В 2010-м и 2013-м мэрия Нижнего инициировала проектные работы, но разговоры незаметно стихали, пока не наступил 2019 год. Впереди было празднование 800-летия города (2021 год), и дело взяло в свои руки областное правительство. Был разработан проект, получено федеральное финансирование, проведены обязательные полноценные археологические работы на месте будущей стройплощадки. В ходе их, к слову, открылся фундамент водонапорной башни прежнего элеватора. Его сохранили и накрыли стеклянным полом особой прочности, открыв взорам будущих пассажиров.
Затем наступил год 2020-й с пандемией, тотальным подорожанием стройматериалов и прочими объективными трудностями. Правда, как сказал в своем докладе в Заксобрании Тимофей Шульга, удалось заключить с ООО "Доппельмайр Раша" контракт на покупку всего оборудования для фуникулера, оплатить его и получить к концу лета 2021 года. Сейчас оно стоило бы в 1,5-2 раза дороже. Через несколько дней специалисты этой компании приступят к его монтажу непосредственно на объекте. Общая же готовность подъемника сейчас - 75 процентов.
Снизу вверх и наискосок
Ввод в эксплуатацию фуникулера фактически станет завершением масштабной реконструкции Нижегородского кремля, начатой к юбилею города. Наряду с другими новшествами, уже действующими, он явно призван работать на новый образ Нижнего.
- Кремлевский фуникулер, безусловно, не может никоим образом войти в современную транспортную схему Нижнего Новгорода. Это исключительно имиджевый проект, добавляющий городу привлекательности, красоты его облику. Но для туристов, да и для нижегородцев, фуникулер по-настоящему нужен, - уверен Александр Сериков, председатель правления Нижегородского регионального благотворительного фонда "Земля нижегородская", руководитель проекта развития территории "Рождественская сторона". - Он свяжет Рождественскую и Кожевенную, новые туристические центры притяжения, с верхней частью Нижнего. Даст возможность избежать тяжелого пешего подъема.
- Это хороший импульс к развитию пешеходных туристических маршрутов в историческом центре города. Особенно тех, что захватывают Большую Покровскую, кремль и Рождественскую. Сейчас маршруты строятся только по схеме "сверху вниз", чтобы не тратить лишние силы на подъем в гору, - рассказывает директор компании "Нескучный Нижний" Александра Шарова. - Когда запустят фуникулер, появится возможность изменить направления осмотра достопримечательностей. Пожалуйста, выстраивай путь снизу наверх, а там в любую сторону. Думаю, чем разнообразнее будут предложенные маршруты, тем большее количество туристов ими заинтересуется.
Оценка полноты кармана
Вот только вопросы стоимости содержания фуникулера и цены проезда на нем еще, по словам Тимофея Шульги, только прорабатываются. Между тем и в царское время это удовольствие было не из дешевых. Вагон делился на две части - сидячую и стоячую. Билет стоил 5 и 3 копейки соответственно. Правда, учащимся предоставлялся выбор - ехать бесплатно стоя или платить 3 копейки, но сидеть. Кроме того, за проезд не платили некоторые полицейские и сотрудники почты.
- Нижегородский кремль, безусловно, центр притяжения для туристов. Но содержание фуникулера будет упираться в стоимость проезда на нем, - говорит Иван Богомолов, экскурсовод, старший научный сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. - При астрономической цене билета проехать на нем захотят разве что туристы из Москвы.
Тем не менее фуникулер уже скоро примет первых пассажиров в свою 40-местную кабину, и поедут они вверх и вниз по новому пути протяженностью в 140 метров, преодолевая за 2 минуты перепад высот в 51 метр.
История фуникулера
Нижегородский элеватор (так он тогда назывался) был построен в 1896 году к открытию Всероссийской промышленной и художественной выставки. Элеваторов было два - кремлевский и похвалинский. Договор об их строительстве с подрядчиком подписали 16 мая 1895 года. Пробный пуск обоих подъемников состоялся 21 июня 1896 года, то есть через 13 месяцев с небольшим. Оба стали частью масштабного транспортного проекта запуска в Нижнем Новгороде первого на территории современной России электрического трамвая. Они связали воедино Верхнебазарную и Нижнебазарную трамвайные линии. На невиданном доселе чуде техники можно было доехать из центра Нижнего, через спуск-подъем на любом из элеваторов, через плашкоутный мост через Оку до самой выставки и обратно. Затем подъемники исправно возили людей целых 30 лет, с небольшим перерывом на революционное лихолетье. Со временем появились трамваи, которые могли самостоятельно осилить подъем в верхнюю часть города. Схема движения электротранспорта кардинально изменилась, и элеваторы демонтировали за ненадобностью.