В Сибири и на Урале автомобилисты уже "переобулись", в некоторых областях средней полосы только начинают. Но во что "переобуваться" с уходом с рынка западных брендов? На каких заводах в России производят наши, отечественные, шины? Уступают ли они привычным зарубежным и могут ли составить конкуренцию китайским?
Каждая пятая - из Нижнекамска
Сразу несколько предприятий производит зимнюю резину в Татарстане. Самое крупное и известное - это "Нижнекамскшина". В ассортименте - более 280 позиций легковых и легкогрузовых шин шинных брендов KAMA и Viatti. Довольно высокое качество покрышек подтверждается тем, что завод стал первым поставщиком на российском рынке, который довел шины до строгих стандартов таких автопроизводителей, как Fiat, Volkswagen, Skoda и Ford.
По итогам прошлого года "Нижнекамскшина" выпустила более 12,3 миллиона шин, а это значит, что практически каждая пятая покрышка в России была сделана в Нижнекамске. Как говорят на предприятии, в этом году показатели должны вырасти еще больше.
Автомобилисты между тем пока все же настороженно относятся к продукции предприятия.
- С одной стороны, мне "Кама" нравится по соотношению "цена - качество", - признается водитель "Лады Гранты" Руслан Батаев. - Но все равно есть ощущение, что берешь кота в мешке. Иногда купишь - и шины служат долго, а в следующий раз вроде купил точно такие же, а наткнулся на некачественный продукт.
- Я не рискую, - признается владелец автомобиля марки "Форд" Алексей Семенов. - "Переобулся" в финские шины. Да, цены на импорт выросли в два раза, но никто из западных производителей с российского рынка так и не ушел. Что касается нижнекамских шин, они хоть и стоят гораздо дешевле, все же проигрывают зарубежным аналогам в долговечности.
За что хвалит губернатор
Два больших предприятия по производству шин от компании Cordiant работают в Ярославле и Омске.
Так, ярославский шинный в год выпускает 2,2 миллиона легковых шин.
Губернатор региона Михаил Евраев ярославские покрышки хвалит и утверждает, что по качеству они не уступают мировым брендам. Корреспонденту "РГ" не удалось выяснить, на каких шинах ездит сам глава области, поэтому остается только поверить ему на слово.
Тем более что и не такие статусные ярославцы говорят о том, что шины местного производства - неплохой вариант. Автолюбитель Дмитрий, например, признался, что не будет покупать китайские покрышки, скорее всего, остановится на ярославских.
- В целом Cordiant достойный выбор. И я так говорю не потому, что эти шины ярославские, а потому что водители их, как правило, хвалят, - подчеркивает автолюбитель.
Серьезное переформатирование производства в Ярославле началось еще до введения санкций. Сейчас здесь идет процесс импортозамещения ряда западных ингредиентов на российские аналоги.
К слову, цены на ярославские шины подчас существенно отличаются в разных регионах страны. Например, зимняя шина Cordiant SNOW CROSS 195/65R15 в Москве, Костроме, Калуге и Омске продается за 4220 рублей, в Санкт-Петербурге - за 3790, а в Белгороде ее можно приобрести за 3640 рублей.
С начала года брендовые шины подорожали почти вдвое, поэтому продажи российских шин сейчас активно растут.
- Японский аналог на мой паркетник стоит 9720 рублей, омский - 3860. Китайский - чуть дешевле. Поэтому возьму местные шины - поддержу производителя. И, если что, будет, кому предъявлять претензии, - делится соображениями автолюбитель с 15-летним стажем Сергей Лавров из Омска.
При этом, по словам продавцов, третья часть покупателей, несмотря на разницу цен, все же покупает шины уже проверенных сибирскими дорогами зарубежных марок. Чтобы потом не болела голова, можно и переплатить, - полагают владельцы иномарок.
А что с финнами?
Завод финской Nokian Tyrеs работает в Ленинградской области с 2005 года. Предприятие являлось основным активом компании и выпускало около 16 миллионов шин в год. Шины, произведенные в России, поставлялись не только в саму Финляндию, но и в страны Западной Европы, США, Канаду, страны СНГ.
Сейчас на предприятии предпочитают не комментировать ситуацию и дальнейшие планы. Однако в правительстве региона корреспонденту "РГ" сообщили, что компания заявила о запуске процесса контролируемого выхода с российского рынка и постепенно реализует его, продолжая выпуск продукции к зимнему сезону. Из-за сложностей с поставками сырья и материалов часть сотрудников предприятия находится в простое.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза:
- Когда меня спрашивают, какие шины выбрать, я задаю встречный вопрос, а какой у вас бюджет? Потому что шины - однозначно не та вещь, на которой нужно экономить. Это единственный элемент машины, который отвечает за сцепление с дорогой, и экономия или "пофигизм" могут очень дорого стоить. Цена хороших современных шин - это далеко не только стоимость бренда, как кому-то хотелось бы думать - главное, что в них тщательно разработано сырье, плюс они сконструированы так, чтобы крепко "держать дорогу". Поэтому если есть возможность, лучше купить финские, немецкие или французские шины. При этом если выбирать - подержанные зарубежные или российские новые, то лучше наши. Потому что неизвестно еще, какой остаточный ресурс окажется у зарубежных. Если сравнивать отечественные и китайские, то тут вопрос не такой однозначный. Китайцы уже неплохо научились делать летние шины. Но вот про зимние я этого пока сказать не могу. Непонятно, как они поведут себя на наших дорогах. Поэтому в случае с зимними, я бы все-таки выбрал отечественные.
Подготовила Елена Мационг
В московских шиномонтажах слоты на "переобувку" расписаны на неделю вперед. В этом убедился корреспондент "РГ", попробовав заказать услугу по телефону.
Из шести монтажек только в одной разрешили приехать в день звонка. "Но скорее всего минута в минуту по времени записи вас принять не получится. У нас очереди, закладывайте полтора-два часа на весь процесс", - рассказал администратор. В остальных пунктах от Сокольников до Битцевского леса рекомендовали записываться уже на "после праздников". "Мы сейчас и так в круглосуточном режиме работаем, - объяснил менеджер автотехцентра в Щербинке Роман Вахрушев. - Слишком большой ажиотаж".
Цены, судя по отзывам в соцсетях, выросли за пару недель на 10-15 процентов. Сейчас смена резины 13-14 радиусов стоит не меньше 2,5-3 тысяч рублей, владельцам кроссоверов надо быть готовыми заплатить от 7-8 тысяч. В цене выросла и сама резина. Радует только то, что вопреки ожиданиям нет дефицита импорта: многие по-прежнему выбирают Pirelli и Bridgestone или их реплики, китайские оригиналы такой популярностью не пользуются. В среднем четыре шины на легковушку обойдутся в 25-26 тысяч рублей плюс еще диски в районе 15-16, бортировка, регулировка. Судя по графикам "Яндекс. Маркета", товары по сравнению с началом октября выросли в цене по отдельным позициям на 30 процентов. Это вынуждает экономить: в шиномонтажах, куда обратилась "РГ", рекомендовали брать бэушную резину.
Подготовил Сергей Буланов