01.11.2022 18:04
Экономика

Почему потолок цен на нефть из России могут и не ввести

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Столичный выпуск: №248 (8896)
До 19 января на нефть из России, поставляемую морем, не будет распространяться потолок цен, если она была загружена в танкеры до 5 декабря. То есть до официального вступления в силу ограничений на стоимость нашей нефти и начала действия эмбарго Евросоюза. Такое уточнение сделали в минфине США, сообщает издание The Wall Street Journal.
Читать на сайте RG.RU

Параметры потолка (уровень предельных цен) до сих пор неизвестны. Они не просто держатся в секрете, а не согласованы странами, пожелавшими присоединиться к этим ограничениям. Причем на фоне серьезного и не снижающегося риска возобновления роста котировок барреля чем ближе дата вступления в силу потолка цен, тем больше сомнений вызывает целесообразность этой меры. Косвенно это подтверждают принимаемые исключения из-под действия "потолка цен". Например, как с датами разгрузки танкеров с российской нефтью. А ранее стало известно, что потолок цен не будет распространяться на наши трубопроводные поставки.

Кроме того, сначала речь шла о диапазоне 40-60 долларов за баррель, потом только о 60 долларах, а сейчас обсуждается уровень около 70 долларов за баррель. В бюджете РФ на 2023 год заложена цена нашей нефти Urals в 70,1 доллара за баррель. В октябре, по данным минфина, ее средняя цена составила 70,62 доллара за баррель.

От введения потолка цен пострадает не Россия, а импортеры нефти - из-за неизбежного роста котировок

То есть о каких-либо действенных ограничениях, влияющих на доходы России, разговор уже не идет. В результате от введения потолка цен пострадает в первую очередь не наша страна, а импортеры нефти - из-за неизбежного роста котировок.

США откладывают введение потолка в первую очередь потому, что его условия пока не удалось согласовать, считает руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников. До вступления в силу остался всего месяц, и это прямо влияет на цены сейчас, поскольку затрудняет покупку декабрьских партий российской нефти, которые обычно продаются за один-два месяца до отгрузки. А цель США - снизить цены на нефть перед выборами в конгресс 8 ноября. Потолок цены, вероятно, все же будет введен позднее, хотя может оказаться формальным за счет предоставления многочисленных исключений. Его уровень принципиального значения не имеет, поскольку Россия уже заявила, что не будет продавать нефть в страны, которые присоединятся к нему. Создается ощущение, что администрация США после демарша Саудовской Аравии (которая согласилась резко сократить добычу в рамках ОПЕК+) стала гораздо осторожнее подходить к введению потолка на российскую нефть, отмечает Мельников.

Каким станет следующий год для нефтегазовой отрасли России

Немного иное мнение у доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова. Есть очень серьезные подозрения, что этот финт с потолком цен - по сути, согласие западных стран на формирование серого рынка российской нефти, готовность закрыть глаза на введенное ими же эмбарго на импорт нефти из РФ, считает он. Западные потребители будут делать вид, что они "не замечают" схем обхода санкций, но при условии, что нефтяные поставки будут дешевые. При таком подходе потолок цены должен быть очень высоким, чтобы все-таки сохранить привлекательность поставок для самой России.

При этом есть риск, что если потолок цен будет введен, а Россия не захочет использовать серые схемы поставок, то мировой, пока еще глобальный рынок нефти окончательно расколется на две части. На страны с доступом к более дешевым энергоресурсам из России благодаря дисконту на них и страны, которые ввели против нашей страны санкции, вынужденные платить за сырье по мировым ценам. А здесь становится недалеко и до отвязки цены нашей нефти от котировок сорта Brent и созданию отдельных механизмов ценообразования на азиатском рынке.

Впрочем, по мнению Мельникова, потолок не разделит мировой рынок нефти - страны, которые сейчас заявляют о готовности к нему присоединиться, и так намерены отказаться от наших поставок. Произойдет перераспределение глобальных поставок, и в результате российская нефть пойдет на рынки дружественных стран, в основном в Азию. В Европе ее заменит нефть из других источников, прежде всего с Ближнего Востока. Введение потолка создаст дополнительное давление на российские поставки и увеличит дисконт, но цена все равно будет привязана к мировой.

С точки зрения Андрианова, разделение рынка уже происходит, и введение потолка это попытка хотя бы выровнять ценовые параметры в двух сегментах рынка - западном и восточном. Но подобные действия лишь активизируют деглобализацию нефтяного рынка. Страны Азии не захотят терять своих ценовых преференций. Глобализация рынка - это прежде всего наличие единых финансовых, страховых, биржевых механизмов, обслуживающих товарные потоки. И если еще недавно все эти механизмы были сосредоточены в руках Запада, то теперь их активно развивают страны Востока. И введение потолка цен на Западе будет только способствовать ускорению этих процессов.

Почему экспортеры нефти продолжат поддерживать Россию, а не США
Нефть и газ