Между тем опыт миллионов пациентов говорит: опускать руки нельзя. Если действовать правильно, вовремя начать лечение - шансы на выздоровление намного выше. В ОМС представили пошаговую инструкцию для таких пациентов.
Постоянный контроль - золотое правило
Диспансерное наблюдение - важное условие для контроля за состоянием таких пациентов. Но от 45 до 70% пациентов с первой и второй стадией рака не проходят его в полном объеме.
На что должен обратить внимание пациент?
1. Пациент должен быть поставлен на диспансерный учет у онколога по месту жительства в течение трех рабочих дней от постановки диагноза. Этого требует приказ Минздрава N 548н. Пациент прикрепляется к центру амбулаторной онкологической помощи, либо к первичному онкокабинету в поликлинике, либо к онкологическому диспансеру.
Важно: Пациент должен находиться под наблюдением у профильного специалиста - именно у онколога, а не терапевта.
2. В течение первого года после постановки на учет пациента приглашают на обследование один раз в три месяца, второго года - один раз в полгода, а затем один раз в год. Порядок может измениться, если этого требует течение заболевания.
Важно: Диспансерное наблюдение требует наличия информированного добровольного согласия. Пациент или его законный представитель может оформить письменный отказ от наблюдения, но врач обязан разъяснить ему все риски и возможные последствия.
Что включает в себя диспансерный прием
План наблюдения зависит от диагноза, он индивидуален для каждого пациента. Врач заносит эти данные в медкарту и обязан проинформировать больного о порядке, объеме и периодичности консультаций и обследований.
а) На приеме врач оценивает состояние пациента, выслушивает жалобы, проводит физикальное исследование, назначает исследования, чтобы уточнить диагноз. Также врач оценивает, насколько эффективно проведенное ранее лечение, и, если нужно, корректирует терапию.
Важно: В случае прогрессирования заболевания врач обязан направить пациента в специализированное медучреждение.
б) Врач должен провести консультацию по профилактике обострений, рецидивов, объяснить, в каких случаях вызывать скорую.
в) Если нужно, врач назначает дополнительные профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные процедуры, в том числе в условиях специализированного стационара.
Важно: Если пациент не может посещать медорганизацию из-за тяжелого состояния, онколог организует наблюдение на дому.
Что делать при смене места жительства?
Если вы переезжаете, в том числе за пределы региона, где наблюдались последние полгода, нужно сообщить об этом врачу не менее чем за две недели до отъезда. За 7 рабочих дней врач готовит выписку из медкарты для предоставления ее в медорганизацию по новому месту жительства.
Какие нарушения встречаются чаще всего?
При проверках ФОМС и медицинские страховщики нередко сталкиваются с нарушениями прав онкопациентов.
Среди них:
- отсутствие информированного добровольного согласия на диспансерное наблюдение с указанием запланированного результата и возможных последствий, если пациент не будет следовать терапии;
- вместо онколога больного наблюдает терапевт;
- в медкарте пациента нет оценки его состояния, не указаны назначения, исследования.
Что делать в случае спорных ситуаций?
Нужно прежде всего обратиться в свою страховую медорганизацию (СМО), которая выдала полис ОМС. За онкопациентами закрепляют страховых представителей, которые сопровождают больного на всех этапах оказания медпомощи. Найти страхового представителя просто - для этого нужно связаться со страховщиком лично или по телефону (его номер указан в памятке застрахованного при получении полиса ОМС, а также на официальном сайте страховой компании).
У СМО много полномочий и возможностей - по жалобе больного страховой представитель связывается непосредственно с главным врачом, подключает к решению проблемы комитет или департамент здравоохранения. Также может быть назначена экспертиза качества оказания медпомощи. Поскольку ФОМС и СМО имеют право накладывать на медиков штраф, чаще всего конфликты разрешаются на самом начальном этапе.
Елена Третьякова, руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по ОМС:
- Именно на первых стадиях заболевания, после оперативного вмешательства, крайне важно диспансерное наблюдение. Но многим пациентам, перенесшим операцию, психологически сложно вновь посещать онколога, многие из них после удаления опухоли полагают себя излечившимися и не уделяют должного внимания регулярным обследованиям. А это может привести к несвоевременному позднему выявлению рецидива или метастазирования, а следовательно, к позднему началу химио- и таргетной терапии, что снижает эффективность лечения и может иметь необратимые последствия для здоровья.
Диспансерное наблюдение бесплатно по программе ОМС. Оно устанавливается пожизненно для всех пациентов с подтвержденным онкодиагнозом. Исключение составляют пациенты с базально-клеточным раком кожи, которым было проведено радикальное лечение, их снимают с наблюдения через пять лет, если заболевание не возобновляется. Однако если возникает рецидив, то и за такими пациентами устанавливается пожизненное наблюдение.
Алексей Старченко, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре:
- В некоторых регионах 80% пациентов с онкозаболеваниями состоят на наблюдении не у онколога, а у терапевта. Это катастрофа, так как больные не получают адекватного обследования. Также нельзя относиться формально к информированному согласию. Для успешного диспансерного наблюдения пациент должен все знать о факторах риска, о возможных осложнениях, мерах по профилактике.
Михаил Пушков, советник страховой медицинской компании "Капитал-МС":
- В апреле 2022 года наша организация провела телефонный опрос наших застрахованных, имеющих онкозаболевания, и 8% из них не могли посещать врача-онколога самостоятельно. При этом четверо из 10 сообщили, что для них не было организовано наблюдение на дому. Кроме того, каждый четвертый жаловался на несоблюдение сроков диспансерных приемов и исследований.
Сам пациент не всегда знает свои права, а иногда, даже если знает, у него нет желания и сил их отстаивать. В таких случаях надо обращаться к своему страховому представителю. Это наша работа - восстановить нарушенные права пациентов, обеспечить им качественное лечение. Поэтому, если вам отказывают в исследованиях, не могут организовать наблюдение на дому в случае необходимости, не информируют о том, какой объем обследований полагается, в любом спорном случае обращайтесь в свою страховую компанию. Большинство СМО - это крупные компании с региональными филиалами, с круглосуточным кол-центром, куда можно дозвониться меньше чем за минуту. Ваше обращение примут в любое время суток и в короткие сроки помогут решить проблему.