В министерстве транспорта и коммуникаций КР сообщили об утверждении маршрута, по которому пройдет дорога, позволяющая почти в два раза сократить время в пути на автотранспорте из Алматы до Иссык-Куля.
По данным ведомства, окончательный вариант выглядит следующим образом: Алматы - Узунагаш - перевал Кастек - Кемин - Иссык-Куль. Конечная точка - Чолпон-Ата. Общая протяженность трассы - 280 километров.
Этот маршрут, напомним, был одним из нескольких рассматриваемых профильными госорганами Кыргызстана и Казахстана (РК) в последние несколько лет. Также обсуждались такие направления, как Алматы - Чолпон-Ата через национальный парк "Иле-Алатау" (от него отказались из-за неблагоприятных последствий строительства для экологии заповедника) и Алматы - Кеген - Тюп - Чолпон-Ата.
В 2019 году в министерстве транспорта и коммуникаций КР, которое тогда называлось министерством транспорта и дорог, сообщили о планах начать укладку асфальта на кыргызском участке автодороги Кеген - Тюп протяженностью 39 километров. "Ведутся переговоры со Всемирным банком. Мы хотим взять кредит на финансирование данного проекта. Есть предварительное технико-экономическое обоснование", - пояснили в ведомстве.
По данным на то время, строительство трассы по указанному маршруту было завершено на 50 процентов. Работы велись с 2008 года. По этой дороге можно будет добраться на автомобиле из Алматы до побережья Иссык-Куля всего за три - четыре часа. Однако за прошедшие три года никакой информации об успешном завершении строительства не было. СМИ только сообщали о расторжении договора с компанией-подрядчиком из-за затягивания сроков выполнения работ.
В целом тема прокладки альтернативных дорог, по которым граждане Казахстана могли бы попасть на кыргызское озеро быстрее, остается актуальной в отношениях двух стран аж с 2007 года. Тогда состоялись переговоры между представителями министерств транспорта и коммуникаций двух стран. Чиновники рассмотрели возможные маршруты пролегания трасс и механизмы финансирования их строительства. Участие в обсуждении принимал Европейский банк реконструкции и развития. Но тогда реализации проектов помешал мировой экономический кризис, грянувший в 2008-м.
Сегодня граждане РК, отправляющиеся отдыхать на кыргызский Иссык-Куль на автомобилях, тратят на поездку в среднем семь - восемь часов. Сначала они доезжают из Алматы до Бишкека (около четырех - пяти часов), затем из столицы КР - до курортной Чолпон-Аты (еще около трех - четырех часов).
Кстати говоря, о выборе маршрута Алматы - Узунагаш - перевал Кастек - Кемин - Иссык-Куль в качестве оптимального для прокладки дороги уже сообщали в начале 2000-х. Тогда планировалось, что большую ее часть построит Казахстан. Кыргызстану же предстояло проложить 1,5 километра трассы от границы с соседней республикой до Кемина и соорудить мост через реку Чу. Как показали предварительные расчеты, на это нужно было потратить около пяти миллионов долларов.
Однако инициатива так и осталась на бумаге. В 2015 году теперь уже бывшие премьер-министры КР и РК Темир Сариев и Карим Масимов проводили по этому поводу переговоры и договорились ускорить реализацию проекта. Определили срок его завершения - май 2017-го. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Теперь очередная попытка.
Нурланбек Кайынбаев, первый замминистра транспорта и коммуникаций КР
В 2021 году на ремонт и содержание дорог в Кыргызстане выделили более трех миллиардов сомов. Эти средства были равномерно распределены по стране. Органы местного самоуправления ремонтировали районные и сельские дороги. 2,2 миллиарда сомов выделено инвесторами. На строительство дороги Балыкчи - Барскоон израсходован миллиард сомов. Второй этап развития дорожной сети Бишкека рассчитан на два года. За это время планируется построить несколько мостов и отремонтировать 60 улиц общей протяженностью более 70 километров.