С начала пандемии мы то и дело слышали новости о большом количестве мигрантов, покинувших Россию. Трудовых мигрантов в нашей стране действительно стало меньше?
Вадим Коженов: Сейчас в стране легально находятся около 7 млн мигрантов, это те, кого мы видим в базах данных. Еще примерно 1,5 млн человек находятся здесь нелегально. Такая ситуация сохраняется с 2016 года. В последние годы количество пребывающих в стране мигрантов существенно не менялось. Краткосрочные панические настроения наблюдались весной 2022 года, связанные со скачком курса рубля. Люди приезжают сюда, зарабатывают рубли и отправляют в свои страны, поэтому курс рубля для них имеет большое значение.
Но весной ситуация урегулировалась буквально в течение нескольких недель. Те, кто выехал, достаточно быстро вернулись, можно сказать, что они просто очень дорого съездили на родину и обратно.
Полтора миллиона мигрантов, которые находятся в стране нелегально, это много. Как вывести их из "тени"?
Вадим Коженов: В 2021 году из "тени" было выведено около миллиона мигрантов в ходе миграционной амнистии. Любой гражданин иностранного государства, находящийся на территории России нелегально, мог прийти и встать на учет без каких-либо санкций. Конечно, первое время были истории, когда люди приходили в рамках амнистии, а их оформляли как нарушителей, иногда доходило до выдворения. Но мы много работали с такими случаями, и постепенно они сошли на нет. И получился великолепный результат. Вот вы говорите 1,5 миллиона нелегалов - это много. Но еще одна такая амнистия - и проблема с нелегалами будет практически решена.
Вы считаете, что и дальше необходимо действовать с помощью такого механизма - миграционной амнистии? Может быть, нужно что-то менять кардинально?
Вадим Коженов: Мы надеемся, что в скором времени изменения действительно произойдут. Соответствующий перечень поручений утвержден президентом Российской Федерации еще 6 марта 2020 года. И активная работа велась все эти 2,5 года, а сейчас она выходит на финишную прямую. В ближайшие недели в Госдуму должны внести законопроект. Сейчас обсуждаются последние детали.
Он заменит основные законы, которые регулируют миграционную сферу: Закон № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Без изменений пока останется только Закон "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ, в рамках этой реформы его менять не планируется.
Какие существенные изменения будут введены этим законом?
Вадим Коженов: В первую очередь это введение единого документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации (ID-карта). Данный документ будет выдаваться на 10 лет, что очень удобно. Оформить его можно будет в любом регионе Российской Федерации, в Москве в Многофункциональном миграционном центре (ММЦ), в других регионах действует ФГУП "ПВС" МВД России и другие уполномоченные организации. Процедура получения схожа с оформлением патента, нужно сдать отпечатки пальцев, пройти анкетирование и медосвидетельствование. В законопроекте также прописано, что филиалы ММЦ и ПВС будут созданы в странах массового исхода - то есть в тех странах, откуда к нам приезжает больше всего трудовых мигрантов. Это позволит иностранным гражданам оформить ID-карты еще до выезда из страны. В Узбекистане, к примеру, уже работает филиал ММЦ.
Самая актуальная проблема сейчас - это проблема миграционного учета. Сейчас он устроен так, что соблюсти требования законодательства сложно, а их нарушение делает человека нелегалом и ставит под угрозу выдворения из России.
Эту систему предполагается поменять?
Вадим Коженов: Как был у нас устроен миграционный учет до распада Советского Союза? У каждого пребывающего иностранца была принимающая сторона - человек, который оформлял приглашение на въезд в СССР, встречал его и регистрировал по месту жительства. Сегодня иностранцы берут билет на самолет, прилетают работать в Россию. У них нет принимающей стороны. Они ищут квартиру, заселяются в нее, но не могут с договором на квартиру прийти в МФЦ и встать на учет. Должна прийти хозяйка квартиры - принимающая сторона, подтвердить право владения имуществом и поставить иностранного гражданина на миграционный учет. Но владельцы квартир зачастую не хотят этого делать, они видят для себя в этом какие-то несуществующие риски или просто не хотят и все.
В итоге мигранты покупают "липовые" регистрации. Несколько раз в год участковые обходят свои участки и проверяют, живут ли мигранты по тем адресам, которые указаны в их регистрации. Если не живут - это повод для выдворения мигранта из России и запрета на въезд на 5 лет.
Мы живем в XXI веке, сегодня есть возможность существенно автоматизировать эту работу. Создать приложение, в котором иностранный гражданин сможет указать адрес своего фактического проживания. И по геолокации будет видно, бывает он по этому адресу или нет. Не придется проводить поквартирные обходы. Да, останется до 10% случаев, которые даже с такой системой будут вызывать вопросы. Вот в таких ситуациях участковые могут выйти и проверить проживание людей в тех квартирах, которые они указали. Но остальные 90% регистраций будут контролироваться в автоматическом режиме.
Какие еще будут функции у этого приложения?
Вадим Коженов: В приложении мигранты смогут выбирать налоговый режим, узнавать сумму налогов к оплате, оплачивать их. Также мы рассчитываем, что в приложении можно будет сменить налоговый режим, к примеру, если самозанятый трудоустроился у работодателя.
Также в законопроекте прописано, что смена цели въезда станет госуслугой. Людям больше не придется для этого выезжать из страны. Если трудовой мигрант поступил в учебное заведение, то он сможет сменить цель въезда без пересечения границы. Но я не знаю, будут ли эти изменения реализованы через приложение. В законопроекте говорится, что уполномоченный федеральный орган по заявлению иностранного гражданина обязан изменить цель въезда. И только после принятия закона будет определен регламент, кто и как это будет реализовывать. Но в любом случае эти изменения упростят жизнь мигрантам и повысят эффективность миграционного учета и безопасность государства.
Приложение будет также использоваться для рассылки уведомлений, в том числе о выдворении и требовании покинуть страну в установленный срок. Сейчас это большая проблема, многие нелегалы даже не знают, что им вынесен запрет и они должны покинуть Российскую Федерацию.
Какие категории мигрантов смогут пользоваться этим приложением? И как иностранцы смогут получить доступ к нему?
Вадим Коженов: Предполагается, что воспользоваться приложением смогут те иностранцы, кто оформил ID-карту. Установка такого приложения будет добровольной. Сейчас никаких санкций для тех, кто решит им не пользоваться, не предусмотрено. Но мы считаем, что им воспользуются очень многие, потому что оно создано для удобства мигрантов и существенно облегчает им жизнь.
Как много времени уйдет на создание такой системы?
Вадим Коженов: В этом году закон должны принять, весь следующий год дается на то, чтобы ввести новую систему и разъяснить правила работы с ней. И с 1 января 2024 года она начнет работать. Это будет действительно прогрессивная реформа.
Уже определен подрядчик - структура, которая способна создать такую систему. И на это отводится 2023 год. Сейчас самое главное, чтобы нормативная база была утверждена как можно быстрее.
Это приложение будет работать на уже знакомых нам площадках, например, станет частью госуслуг?
Вадим Коженов: Это было бы логично, так как часть услуг пересекаются. Но сейчас точно нельзя сказать, будут ли это госуслуги, так как закон определяет только функционал приложения
В каких сферах работает больше всего мигрантов? И где наблюдается наибольший их дефицит?
Вадим Коженов: Самое большое количество мигрантов трудится в сфере услуг. Иностранцы работают курьерами, таксистами, официантами, занимаются уборкой. На эту сферу приходится треть всех трудовых мигрантов. Среди женщин эта доля еще больше, 52% из них заняты именно в сфере услуг. В строительстве и ремонте работают 25,4% от общего числа мигрантов. И здесь ситуация обратная: 43,1% от общего числа мигрантов, задействованных в этой сфере, - мужчины, а женщин лишь 3,1%.
В остальных сферах работают существенно меньше иностранных работников: 11,7% в торговле, 11,2% в производстве и промышленности, 8,8% приходится на транспорт, логистику и склады, в сфере ЖКХ работают 7% мигрантов.
В основном мигранты идут работать на профессии, где предусмотрена сдельная оплата. Если в той же службе доставки доход зависит от количества доставленных заказов и можно заработать и 50 и 60 и 70 тысяч рублей, то мигрант выберет этот вариант, а вакансия с небольшим окладом, где, может, и работать особо не надо, но и нет возможности увеличить свой доход, - ему неинтересна. Иногда мы слышим от людей, далеких от миграционной сферы, фразы типа "да мигранты работают за копейки, это всем известно", но это говорит лишь об отсутствии понимания у таких людей реальной ситуации. По данным нашего опроса, проведенного в 2021 году, средний размер зарплаты трудового мигранта в Российской Федерации превышает 47 тысяч рублей.
Дефицит мигрантов, конечно, есть. Не скажу по сферам деятельности в цифрах. Но чем тяжелее работа и меньше зарплата, тем ощутимее дефицит.
Работодатели хотят иметь больше квалифицированных рабочих. Последнее время ситуация с квалификацией мигрантов изменилась к лучшему?
Вадим Коженов: На данный момент есть только один уникальный пример - опыт Узбекистана, который построил несколько моноцентров на своей территории, в которых предоставляется проживание, небольшая стипендия. В нем за 2-4 месяца можно получить новую специальность. Узбекистан принял это решение самостоятельно, руководство государства рассуждает следующим образом: наши граждане уезжают за границу работать, и если они будут более квалифицированными, то больше заработают и больше денег пришлют на родину, это хорошо и надо этому способствовать.
Подводя итог, я думаю, что было бы правильно создать подобные центры в основных странах исхода трудовых мигрантов. И жители этих стран без спешки, без оглядки на срок оплаты за квартиру и патент могли бы учиться в этих центрах необходимым нам профессиям и русскому языку. Но все упирается в вопрос: "А кто будет за это платить?", и пока мы его не решим - результата не будет. Но если все-таки получится его решить, то встанет другой вопрос, нужна команда, которой по силам реализовать подобное, этот вопрос тоже очень непростой.