02.11.2022 21:03
Экономика

Импортные моющие средства уходят, уступая место российским

Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (8898)
Россияне переходят на отечественные средства для стирки. Международные бренды сильно сократили ассортимент. К тому же российские порошки и гели дешевле импортных.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

По данным торговых сетей, продажи российских средств для стирки в натуральном выражении выросли примерно на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, доля отечественных средств для стирки в ассортименте сетей выросла в среднем в два раза, до 40-50%.

Особенно активно растут продажи товаров низкого ценового сегмента - на него сегодня приходится почти 60% продаж средств для стирки. Также идет динамичный рост продаж стиральных порошков под собственными марками торговых сетей (СТМ). За последние пять месяцев продажи СТМ выросли почти в три раза.

"Рост спроса на отечественную бытовую химию объясняется снижением ассортимента международных брендов, привлекательной ценой и сопоставимым высоким качеством российской продукции", - считает Игорь Караваев.

Еще весной на фоне санкционного давления ряд международных корпораций заявили о приостановке инвестиций в российский рынок и сокращении ассортимента в стране. Буквально за апрель в NielsenIQ зафиксировали сокращение ассортимента стиральных порошков почти на треть (32,7%).

Минпромторг проведет эксперимент, который поможет исключить "просрочку" и незаконную продукцию из розницы

С января по сентябрь 2022 года в целом динамика продаж стиральных порошков оказалась отрицательной, уточнили "РГ" в NielsenIQ. При этом наибольшее падение демонстрирует премиальный ценовой сегмент - минус 15,8%. В среднем ценовом сегменте снижение не такое внушительное - минус 5,6%. Тогда как более мелкие и более дешевые бренды росли в продажах с апреля по сентябрь 2022 года. И среди ключевых растущих торговых марок (в натуральном выражении) преобладают российские бренды. У некоторых из них доли выросли в семь раз. Если в прошлом году доля продаж недорогих стиральных порошков составляла 54,7%, в этом эконом-сегмент приобретали уже 57%.

О схожих тенденциях писало издание РБК, объясняя рост популярности отечественных брендов не только снижением конкуренции после сокращения присутствия международных брендов. По подсчетам платформы "Продажи.рф", иностранные средства для стирки подорожали больше, чем отечественные. С января по начало октября средняя цена выросла на 57%, до 246 рублей за штуку. При этом и так недешевые импортные средства подорожали за год на 50-100%, а у российских недорогих брендов рост стоимости составил от 17 до 50%.

Рост цен на отечественные средства для стирки объяснялся перебоями в поставках импортного сырья с марта по июнь, пояснял исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. Некоторые российские производители бытовой химии до половины ингредиентов импортировали. Так, за рубежом производятся энзимы, пеногасители в порошках и другое. Перестройка логистики потребовала дополнительных затрат, дороже стали обходиться и сами компоненты.

Товары и цены