Безусловно, такое разъяснение может оказаться полезным многим гражданам, точнее - гражданкам.
А судебный спор начался с того, что работодатель решил сократить сотрудницу. Сомнения у хозяина предприятия были - женщина одна воспитывала ребенка. Поэтому вместе с уведомлением о предстоящем сокращении, сотруднице было предложено представить документы, подтверждающие невозможность ее увольнения по сокращению штата.
Одновременно работодатель отправил запрос в управление соцзащиты населения. В запросе была просьба - подтвердить наличие у работницы статуса "одинокая мать".
Уточним, что наш Трудовой кодекс запрещает увольнение в связи с сокращением численности или штата организации работниц, являющихся одинокими матерями.
В ответе управления соцзащиты было сказано, что гражданка действительно состоит в управлении на учете как получатель пособия на ребенка. Там же уточнялось, что с отцом ребенка гражданка в разводе и он алименты не выплачивает.
Также в ответе соцработников было указано, что пособие как одинокой матери гражданке не назначалось, семья неполная и малоимущая.
Получив подобное разъяснение, работодатель провел на предприятии заседание комиссии "по рассмотрению вопроса о преимущественном праве оставления на работе". В общем, на этом заседании было принято решение об отсутствии подтверждения работницей статуса одинокой матери. В результате сотрудница была уволена.
Но уволенная работница с таким выводом не согласилась. Она отнесла в суд иск, в котором попросила признать увольнение незаконным. Поначалу истице не повезло - суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Она оспорила отказ.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил. Апелляция пришла к выводу, что работодатель нарушил закон. Суд сказал, что работница одна воспитывает и содержит несовершеннолетнего ребенка, который на момент увольнения не достиг 14 лет.
Кроме того, в семье есть еще один ребенок - совершеннолетний. И он - студент техникума. Значит, увольнение работницы незаконно.
Работодатель попробовал оспорить это решение. Но у него ничего не вышло. С апелляцией согласился Первый Кассационный суд.
Ссылки ответчика на отсутствие у работницы статуса "одинокая мать" суд назвал несостоятельными. Кассационный суд напомнил про разъяснения Пленума Верховного суда РФ (от 28 января 2014 г. N 1).
Там было сказано, что к одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности без отца, уклоняющегося от исполнения своих родительских обязанностей.