04.11.2022 14:26
Культура

Мюзикл "Сирано" Свердловской детской филармонии выдвинут на Национальную премию

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №254 (8902)
В списке номинантов Национальной премии "Музыкальное сердце театра" - мюзикл "Сирано" по пьесе Ростана. Его написали активные и чрезвычайно успешные авторы - драматург Константин Рубинский и композитор Владимир Баскин.
/ Екатерина Мощенко/Свердловская детская филармония
Читать на сайте RG.RU

Сам факт выдвижения их новинки на престижную премию не удивителен. Удивительно, что мюзикл поставлен силами Свердловской детской филармонии, создавшей уже немало творческих коллективов, известных стране и миру. Несколько лет назад в ней возник и Театр мюзикла с двумя труппами - детской и взрослой.

Появление "Сирано" на этой сцене - событие знаковое: люди театра возвращают себе функцию не просто развлекателей, но и целителей вкусов нового поколения. Театр мюзикла и создан с целью расширения музыкального кругозора молодых зрителей третьей театральной столицы России. В Екатеринбурге для этого делается очень многое. Кроме знаменитых Театра кукол и ТЮЗа, здесь есть театр "Щелкунчик", где оттачивают мастерство юные балерины и танцовщики. Старинное здание с двумя залами отдано Детской филармонии, прославившейся образовательными программами, хоровыми, танцевальными, джазовыми коллективами. На ее сценах выступают ведущие исполнители страны, с ней сотрудничают выдающиеся композиторы. Ее директор Людмила Скосырская неустанно генерирует все новые творческие идеи, всегда умудряясь воплотить их в реальность. "Как радостно, что здесь формируется Личность, - ведь все рождается в детстве!", - записала в книге отзывов Елена Камбурова, приезжавшая сюда со своим театром.

Спектакль получился динамичным, шумным, в нем романтика перемешана с героикой. Ростан в музыке. / Екатерина Мощенко/Свердловская детская филармония

Театр мюзикла возник 8 лет назад, в его репертуаре уже много ярких постановок, где рядом со взрослыми актерами играют подростки - познают радость творчества, осваивают азы сценического мастерства. По востребованности у зрителей он успешно конкурирует с прославленным Театром музыкальной комедии, актеры которого часто заняты в его премьерах, а звезда Музкомедии Мария Виненкова возглавила Театр мюзикла в роли главного режиссера. "Сирано" поставлен ведущим актером Музкомедии Игорем Ладейщиковым и был настолько успешен, что не только номинирован на Национальную премию, но и откроет ее фестиваль, который 18 ноября стартует в Екатеринбурге.

Спектакль задуман и поставлен очень серьезно. Автор поэтического либретто Константин Рубинский точно чувствует стиль Ростана, и при неизбежных сокращениях огромного драматургического полотна мюзикл динамичен, увлекателен, романтичен; обаяние пьесы сохранено и умножено музыкой. Владимир Баскин написал для "Сирано" одну из лучших своих партитур в эстетике постмодернизма - здесь ритмы и стили всех веков, от душещипательных лирических дуэтов и романсов до баллады ("Я шел по улице ночной…"), боевых маршей ("Повоюем, братцы, еще…"), знойного танго ("Гвардейцы-гасконцы") и хоралов ("Время сглаживает углы…"). Война и сопутствующий ей пир Смерти, которые меняют всю жизнь и становятся экзаменом на человечность, - смысл второго, героического акта. Там иной стиль, ритм и пафос. Меняется и характер музыки - беззаботные куплеты, ирония и гротеск сменяются драмой. Здесь есть энергетическая волна, несущая на своем гребне все действо и объединяющая разностильные номера неостановимым романтическим порывом.

Спектакль получился динамичным, шумным, в нем романтика перемешана с героикой. Ростан в музыке. / Екатерина Мощенко/Свердловская детская филармония

На премию выдвинут исполнитель партии Сирано солист Свердловской музкомедии Илья Жирнов, только что ставший лауреатом Международного конкурса молодых артистов в Москве. Роль сложная, ее доверяют лучшим мастерам драматических театров - это серьезный вызов. Он его выдержал, по-моему, с блеском, явив качества зрелого драматического актера, обладающего прекрасными вокальными данными. Идеальной партнершей стала Полина Новоселова (Роксана, проходящая путь от слепой влюбленности к трагедии слепоты и… прозрения). Роль капитана Карбона вобрала в себя ролевой материал близкого друга героя Ле Бре и поручена прекрасной актрисе Валерии Розенблит, обладательнице большого оперного голоса (удивительно, что соседняя Урал Опера ее проморгала), свободно владеющей и комедийными, и лирическими красками. Отлично тренированные молодые актеры азартно фехтуют, легко садятся на шпагат, их искренняя увлеченность воспламеняет зал.

Жанр мюзикла, как и оперы, учит считывать язык театральной условности - искушенный зал Детской филармонии радостно откликается на режиссерские метафоры и комедийные кунштюки. Первый акт пронизан азартом маскарада, веселой театральной игры. Менее убедительной, слишком зашифрованной и суетливой мне показалась игра со стульями, символизирующими место человека под солнцем, его ролевую функцию в жизни.

Рассказывает главный режиссер театра Мария Виненкова:

- "Сирано" - первый спектакль в нашем репертуаре, который состоит не просто из арий-дуэтов с короткими диалогами - это развитая драматургия, прекрасная пьеса, требующая разнопланового мастерства. И я подумала, что для роста нашим актерам нужно предложить нечто, что нам не по зубам. И режиссер был нужен, который будет постоянно работать с артистами, их воспитывать. Таким режиссером стал Игорь Ладейщиков. "Сирано" - его материал: он обожает сценическое движение, динамику, и у него есть твердые жизненные позиции - что при работе с такой пьесой очень важно.

Театр МДМ покажет мюзикл по песням группы "Секрет"

У вас нет большого оркестра - как вы решили эту проблему?

Мария Виненкова: Конечно, такому спектаклю нужен был ансамбль, играющий вживую, без записи. Так у нас появился Zubik-бэнд, названный по имени блестящего музыканта Антона Зубарева. Он участвовал и в шоу "Мюзикл без границ", которое мы поставили ко Дню театра - ревю из хитов мировых мюзиклов от "Вестсайдской истории" и "Нотр-Дам" до "Юноны и Авось".

Кто ваши актеры, кроме приглашенных со стороны?

Мария Виненкова: Есть небольшой штат: выпускники нашей консерватории, Института культуры, Театрального института, такая сборная команда. Театр молодой, и они все примерно одного возраста, причем нет ревности, какая всегда бушует в профессиональных театрах, - прекрасная, теплая атмосфера без ссор и грызни за роли.

Какой будет следующая премьера?

Мария Виненкова: "Мэри Поппинс - космическая няня": действие знаменитого мюзикла Максима Дунаевского перенесено в будущее, появится электронная музыка. Такая идея - показать детям, что реальная жизнь не в гаджетах, не в виртуальном мире, а в живом общении глаза-в-глаза, в ветре реальных перемен.

Спектакль получился динамичным, шумным, в нем романтика перемешана с героикой. Ростан в музыке. / Екатерина Мощенко/Свердловская детская филармония
Музыкальный театр Свердловская область