Пьесу, написанную в 1952 году, ставили и продолжают ставить в драме и музыкальных театрах. Это захватывающая детективная история. Пересказывать ее содержание, безусловно, не стоит. Совершено убийство. У тела жертвы находят записную книжку… Кристи, мастер интриги, неожиданной развязки, лихо закручивает сюжет.
Корреспондент "РГ" посмотрела спектакль и задала вопросы создателям.
Николай Покотыло, режиссер
Роль Джайлса, хозяина пансиона, вы отдали своему бывшему однокурснику - Олегу Коржу, верно? И это не первая ваша встреча с музыкой Журбина?
Николай Покотыло: Да, мы с Олегом учились вместе в ГИТИСе. Наш мастер - народный артист СССР Георгий Павлович Ансимов - ставил у нас на курсе мюзикл Журбина "Монарх, блудница и монах" по новелле Томаса Манна "Фьоренца". Олег играл главную роль - монаха-деспота Савонаролу, а я - шута Пульчи. Очень красивая, мощнейшая музыка. Александр Борисович приехал к нам в институт, сел за фортепиано в нашей аудитории и два часа играл, и спел - за всех. Он, конечно, великолепный мастер авторского показа, смотришь - и заражаешься его куражом.
А через несколько лет я поставил в Омском музыкальном театре мюзикл Журбина "Восемь женщин" (практически с той же постановочной командой, что и сейчас в Петербурге). Что хотел бы отметить: каждый мюзикл Журбина - это, прежде всего, хорошая драматургия: Гоголь, Чехов, Достоевский, Пастернак, Бабель, Набоков…
Сколько в вашей "Мышеловке" составов исполнителей?
Николай Покотыло: Два с половиной. Смеюсь, конечно. Так получилось. Три актрисы играют роль Молли, хозяйки пансиона. И сержанта Троттера - также три актера. Сначала их было два, потом получили творческую заявку от актера Федора Осипова, и да - он очень хорош в этой роли.
У вас двойной дебют: первая постановка в Петербурге и в нашей Музкомедии. Вы объявляли кастинг?
Николай Покотыло: Нет, это проект именно труппы театра. Из приглашенных артистов - только Вера Свешникова, кстати, успешно сотрудничающая с питерской Музкомедией ("Бал вампиров", "Граф Монте-Кристо", "Моя прекрасная леди" и другие спектакли. - "РГ").
Действие пьесы происходит в 50-е годы XX века. Вы решили перенести его в другое время?
Николай Покотыло: Да, в начало 1920-х. Мне очень нравится это время, хотелось копнуть глубже. И поиграть в стиль, красоту того времени. Шикарные костюмы, декорации, интерьеры, воссоздающие убранство старинного дома. Что касается действия - история вневременная, могла произойти и сегодня или вчера, или 200 лет назад. Можно было перенестись в будущее, герои ходили бы в каком-нибудь целлофане… Игра ума у Агаты Кристи не имеет времени. И Сергей Новиков, главный художник Омского музыкального театра, с которым мы сделали "Мышеловку", понял меня и поддержал. Как и хореограф Марина Суконцева, моя супруга, мы давно работаем вместе.
Александр Журбин, композитор
Мюзикл "Мышеловка" вы написали 20 лет назад. Его поставили в Новосибирске, Одессе, Орле. Где-то еще?
Александр Журбин: Еще в Сыктывкаре и в Нижнем Новгороде, если я правильно помню.
Вы видели эти спектакли? Остались довольны?
Александр Журбин: В каждом спектакле свои достоинства и недостатки, каждый спектакль не похож на другой. Я больше всего люблю, когда постановка воплощает авторский замысел. И очень не люблю, когда искажает его и нагромождает кучу всяких "придумок", которые воплощают, скорее, эго режиссера и его старание показать свои умения. Было и то, и другое...
Хорошая сценическая судьба у этого мюзикла?
Александр Журбин: Я доволен. И думаю, после питерского спектакля судьба этого мюзикла станет еще лучше. Ведь в Питере спектакль очень хороший, как я слышал, а от такого спектакля разлетаются лучи по всем театрам. Тем более, эта пьеса - камерная, не требует ни хора, ни балета, ни роскошных постановочных эффектов и декораций...
Федор Осипов, актер (Сержант Троттер)
Вы заняты в разном репертуаре: в оперетте, в мюзиклах. Чем так необычна "Мышеловка" для петербургской Музкомедии, как говорят?
Федор Осипов: Для артистов нашего театра это действительно необычный материал. И очень интересный! После премьеры наши постоянные зрители признались нам, как удивлены: они привыкли к другому построению спектаклей в нашем театре, к более легкому жанру, возможности аплодировать после каждого вокального номера - как это принято в оперетте и мюзикле. А здесь аплодисменты после музыкальных номеров не нужны, даже мешают. "Мышеловка" - скорее драматически-музыкальный спектакль, тут большой пласт текста, драматической составляющей. Например, у моего персонажа интересный рисунок роли, довольно глубокий, объемный. В классической оперетте мы часто заключены в рамки амплуа, а здесь нет таких жестких рамок, почти киношное существование.
Мы с удовольствием работаем, получаем новые ощущения от этого материала. Мне, к слову, хотелось бы еще поучаствовать в подобном спектакле - полудраматическом.
Правда, что вы сами предложили режиссеру свою кандидатуру? Именно роль Сержанта выбрали?
Федор Осипов: Да, предложил. Кастинга у нас не было (как на других мюзиклах, где объявляют кастинг и в нем участвуют артисты Москвы и Петербурга), здесь работают артисты труппы. Меня в назначении не было, а мне хотелось поработать в этом мюзикле. Напросился. На любую роль. Здесь пять мужских ролей, я рад, что моя - Троттер.
Вы поклонник Агаты Кристи?
Александр Журбин, композитор: Да! Она, безусловно, мастер. А я люблю мастеров, которые владеют своей профессией. Агата Кристи - одна из великих мастеров в области детектива, королева этого жанра. Сколько лет уже прошло после ее смерти, а ее детективы и читают, и ставят в театрах, снимают кино. А это - главный показатель мастерства.
Николай Покотыло, режиссер: Нет. Никогда не увлекался ее романами. А как взялся за "Мышеловку"? Можно не любить музыку Вагнера, но ставить его оперы.
Федор Осипов, актер: О, конечно. Я перечитал ее, наверное, всю. И фильмов посмотрел множество. Единственное, что мне не близко - это мисс Марпл, скучновато читать сельский детектив. Вот Эркюль Пуаро - любимый герой. Интересно, что о пьесе "Мышеловка" я не знал. И никогда не думал, что сыграю этот материал.
Кристи - королева атмосферного детектива, великолепно создает атмосферу в своих произведениях. В комнате, особняке, поезде, гостинице, пансионате…Все персонажи - загадки, все закрыты в одном пространстве, и убийца находится среди них. Ни погонь, ни пальбы - экшен интеллектуальный. Это интересно читать, за этим интересно наблюдать, а уж существовать внутри (как мы, артисты) - это непередаваемые ощущения.
Николай Покотыло окончил факультет музыкального театра РАТИ (ГИТИС) в 2004 году. Ставил спектакли в музыкальных театрах Красноярска, Казани, Петрозаводска, Екатеринбурга, Омска, Одессы, Саратова, Хабаровска, Иркутска и других городов. Был художественным руководителем Музыкального театра Республики Карелии (2006-2009), главным режиссером Красноярского музыкального театра (2016-2020). В октябре выпустил премьеру в Оренбургском театре музыкальной комедии - мюзикл "В джазе только девушки" Владимира Баскина (Петербург). Сейчас приступил к постановке этого же мюзикла в Музыкальном театре Кузбасса имени А. Боброва в Кемерове.
- Премьера мюзикла "Мышеловка" состоялась в 1952 году в Вест-Энде (Лондон). До сих пор он идет без перерыва 70 лет. В 2012 году отметили 25-тысячное представление. Это абсолютный рекорд по количеству непрерывных показов, он включен в Книгу рекордов Гиннесса. Зрителей на Вест-Энде просят не рассказывать друзьям, кто же убийца.
- Пьеса стала хрестоматийной, легла в основу пособий для изучения английского языка и литературы. Переведена на 23 языка и поставлена более чем в 40 странах.
- В 2012 году в Лондоне в честь 60-летия пьесы в самом центре театрального района города - Ковент-Гардене - был открыт памятник Агате Кристи.
- Композитор Александр Журбин написал мюзикл "Мышеловка" 20 лет назад, в 2002 году.