Далеко не весь импорт станет параллельным
- Легализация параллельного импорта вызвала разноречивые мнения. Кто-то считает, что без параллельного импорта нас ожидало бы беспрецедентное столкновение с дефицитом, кто-то предрекает рекордный наплыв контрафакта, кто-то опасается, что ввозимые таким путем товары будут стоить дорого. Лично вы чего ждете?
- Начнем с того, что далеко не весь импорт станет параллельным. Даже сейчас, когда импорт в Россию существенно упал, это падение составляет не более чем 30%. То есть речь идет о том, что бОльшая часть импорта продолжает поступать в Россию по обычным маршрутам. Да, где-то добавились дополнительные затраты, да, какие-то маршруты стали несколько длиннее, но в целом товары в Россию идут, полки магазинов не пустеют, а цены, хоть и растут, но пока не катастрофически. Конечно, часть товаров, поступавших из Европы и Америки по официальным каналам, в Россию поступать перестала. Естественно, что именно эта часть и является основой для организации параллельного импорта. И здесь мы будем видеть и сильное подорожание, и сокращение ассортимента, и появление контрафакта. Но в целом этот сегмент, хоть и чувствителен для российской экономики, для потребительского рынка будет мало заметен.
- Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский сказал, что легализация в России параллельного импорта позволит насытить товарами внутренний рынок. В чем, на ваш взгляд, параллельный импорт уже покрывает возникший дефицит, а в чем еще нет?
- Параллельный импорт будет заполнять точечные ниши, которые никто из других производителей заполнить не в состоянии. В экологии есть закон минимума Либиха, его еще называют законом лимитирующего фактора. Согласно ему, организм развивается настолько, насколько ему позволяет тот фактор, который наиболее дефицитен. Например, вы построили автомобиль, но одна из деталей производится единственным поставщиком, который сейчас не в состоянии вам ее поставить. Значит, практически полностью готовый автомобиль будет стоять в ожидании поставок таких деталей. Именно на это и будет направлен параллельный импорт. Именно в этом его необходимость. Так что сам по себе параллельный импорт не покрывает дефицит, но позволяет не прекращать выпуск продукции внутри страны. Впрочем, пока рано говорить, насколько это получится. Все-таки насытить штучными поставками дефицитных комплектующих производство в такой большой экономике, как российская - это очень сложная задача, которую никто в мире еще никогда не решал.
Едва ли мы увидим дефицит смартфонов
- Благодаря параллельному импорту потребитель получил доступ к продукции ушедших из России брендов. Например, к популярным смартфонам. Но в таких количествах, в каких они поставлялись раньше, их просто негде взять. Кроме того, у этих смартфонов должна быть сертификация, русификация, привычная программная оболочка, предустановленное российское ПО. Значит, дефицит все равно неизбежен?
- Едва ли мы увидим дефицит смартфонов. Судя по всему, даже американские айфоны продолжают поступать на российский рынок. Ничего удивительного в этом нет. В 2021 году в России было продано немногим более 4 млн штук айфонов всех марок. Чтобы ввести такое количество в страну, понадобится менее 100 стандартных контейнеров. Едва ли кто-то будет отслеживать каждый контейнер, передвигающийся по миру. Это слишком дорого и сложно. Так что привезти смартфоны - задача реальная, которая вполне по силам опытным специалистам логистического рынка. Другое дело, что легальная сертификация такой продукции станет очень сложной проблемой. Однако, вполне вероятно, что каким-то образом эту проблему будет можно решить, хоть и не совсем корректно. Так что дефицита продукции не будет, но проблемы русификации, локальных настроек и возможности использования данной продукции за пределами России могут возникнуть. Впрочем, наши потребители и до введения санкций нередко покупали компьютерную технику в самых разных странах, в том числе и локализованную только для какого-нибудь внутреннего рынка. Но российские специалисты чаще всего такие проблемы решали. Пока никто из специалистов здесь серьезных проблем не видит, но, конечно, забот потребителям и продавцам это прибавит.
Для большинства потребительских товаров параллельный импорт проблем не составит
- Минпромторг утвердил перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта. Среди них звукозаписывающая аппаратура, фото- и кинотехника, медицинские инструменты, музыкальные инструменты, бытовая техника, автомобили премиальных марок... А какие товары в принципе не поддаются параллельному импорту?
- Наиболее сложными товарами для параллельного импорта является продукция либо имеющая двойное назначение, либо имеющая непосредственное военное применение. В таких отраслях, как правило, и контроль существенно сильнее, и монопольная власть производителя выше. Для большинства потребительских товаров параллельный импорт, скорее всего, проблем не составит. Особенно если речь будет идти о массовой серийной продукции. Сложнее будет с новой либо премиальной техникой. Как правило, такая продукция производится в ограниченном количестве и в огромной степени нуждается в сервисном и гарантийном обслуживании. Поэтому, даже если такая элитная техника и будет поступать в страну, то сервисные операции придется производить там, где она была приобретена. А это, несомненно, создаст определенные проблемы для пользователя. Впрочем, думаю, и эти проблемы можно будет решить, хоть это и увеличит ценник.
Поменьше госрегулирования логистическими процессами
- Один из самых весомых пунктов в перечне товаров для параллельного импорта - автомобили и запчасти к ним. Государство узаконило механизмы поставок машин и деталей в обход официальных каналов, но это еще не решает всех проблем в логистике. Удастся ли выстроить логистические цепочки для поставок такого товара в Россию и какого качества он будет?
- Выстраивание логистических цепочек для параллельного импорта требует от логистов высокой квалификации и большой гибкости в принятии решений. Такие специалисты в России есть, поэтому крайне важно, чтобы им не ограничивали возможность работы. В идеале очень важно, чтобы государственное регулирование постаралось не вмешиваться в логистические процессы, поскольку неизбежный консерватизм государственных чиновников приведет к эффекту, сравнимому с подсыпанием песка в буксы вагона. Если государству удастся удержаться от соблазна вмешиваться в логистический рынок, то специалисты смогут привезти и запчасти для ремонта машин, и машинокомплекты для организации сборки. Хотя, конечно, ассортимент автомобилей, производимых в стране, неизбежно станет намного беднее.
- Как может быть обеспечено гарантийное обслуживание автомобилей, электроники, оборудования, купленных по схемам параллельного импорта?
- Наиболее вероятна схема, когда частично это будет официальный ремонт с "родными" деталями, а частично будет подбор наиболее подходящих изделий, возможно, контрафактных, а возможно, просто очень близких по характеристикам. Примерно так подбирались детали к автомобилям в 90-е годы, только сейчас это будет намного профессиональнее и качественнее. Гарантия, скорее всего, будет действовать на территории России, а вот за ее пределами некоторые из гарантийных удостоверений будут признаны недействительными. Но это коснется очень немногочисленной группы потребителей, тех, кто сохранит возможность выезжать за рубеж, особенно на собственном автомобиле.
Можно ожидать большого разброса цен в разных точках продаж?
- Возможно, у параллельных импортеров окажутся ниже издержки, но цены начнут расти за счет увеличения логистических цепочек. Тут каждый продавец будет устанавливать свою индивидуальную накрутку, а кто-то и станет демпинговать. К тому же на параллельный импорт значительно влияют валютные курсы. Стоит ли ожидать, что неофициально импортируемые товары будут стоить как минимум не дороже, чем те же товары в пору их ввоза в Россию легальным путем?
- На уровень цен в России будут оказывать действие несколько факторов. С одной стороны, вы абсолютно правы, будут расти логистические издержки. С другой стороны, снижение доходов внутри России приведет к падению спроса. Трудно сказать сейчас, какой из факторов окажет большее воздействие. В любом случае, они до определенной степени погасят влияние друг друга, так что сильных изменений цен я не жду. Чего можно точно ожидать, так это большого разброса цен в разных точках продаж в зависимости от качества логистического канала, наценки участников и происхождения ввезенной продукции. Если раньше существовал эталон цен у официального поставщика, то сейчас рынок этого ориентира лишился.
- В списке разрешенных для параллельного импорта товаров сначала не было алкоголя. Но недавно Минпромторг разрешил импортировать без согласия правообладателей шампанское Veuve Clicquot, вермуты Martini и Cinzano, виски Jack Daniel s, Jim Beam, Johnnie Walker, Chivas, ром Captain Morgan, Havana Club, текилу Olmeca и другие напитки. Насколько оправданы такие послабления? Не приведут ли они к наплыву алкогольного контрафакта?
- С точки зрения насыщения внутреннего рынка решение это вполне оправдано. Большинство производителей элитного алкоголя находятся в странах, установивших санкционный режим в отношениях с Россией. Так что прямые поставки подобной продукции в России теперь затруднительны. Безусловно, риск контрафакта несколько возрастает, однако поставщики внутри России никуда не делись. Их квалификации хватит для того, чтобы распознавать подделки и не выпускать их потребителям. Не для того они нарабатывали свою репутацию, чтобы лишиться ее, продавая подделки. Однако отдельные небольшие поставщики вполне могут поставлять такой контрафакт, особенно если поставки алкоголя для них не основной вид деятельности. Так что для собственной безопасности следует использовать проверенных российских поставщиков, специализирующихся на элитном алкоголе.
Снижения цен благодаря параллельному импорту скорее всего не будет
- В Федеральной антимонопольной службе считают, что параллельный импорт снизит возможность недобросовестной конкуренции со стороны официальных дистрибьюторов в отношении импортеров, позволит ликвидировать ценовую, качественную и ассортиментную дискриминации со стороны правообладателей в отношении российских потребителей. В какой мере оправданы эти надежды?
- Конечно, в некоторых товарных группах наблюдались эффекты монополизации, когда продукцию поставлял единственный поставщик. Однако, это было скорее исключением, нежели правилом. Рынки потребительских товаров во всем мире достаточно конкурентны, чтобы поднимать цены в каком-то регионе. Так что снижения цен благодаря параллельному импорту скорее всего не будет. Тем более, что наличие единственного поставщика будет означать, что при продаже в Россию добавятся еще один-два посредника, что приведет скорее к росту цен.
- Эксперты российского издания Forbes предположили, что после легализации параллельного импорта стоимость компьютерной техники и электроники для конечного потребителя может вырасти на 20-40 процентов, поскольку придется закупать товары небольшими партиями и ввозить их в России через сложные логистические цепочки. Какие еще минусы у параллельного импорта?
- Минусы у параллельного импорта, безусловно, есть. Прежде всего это снижение ассортимента поставляемой продукции. При небольших объемах возить будут прежде всего наиболее ходовые модели, редкие образцы придется ждать очень долго, либо платить за это более высокую цену. Еще один минус, и об этом мы с вами уже говорили, это трудности с локализацией, гарантийным ремонтом и сервисным обслуживанием. Третий минус - увеличение сроков поставки и риски срыва договоренностей из-за введения вторичных санкций или новых ограничений, которые могут быть введены.
- К каким изменениям в собственной экономике России приведет расцвет параллельного импорта?
- Параллельный импорт, несомненно, приведет к перестройке бизнес-процессов во многих отраслях. Часть комплектующих станет выгоднее производить в России, часть придется завозить параллельным импортом. Все это придется согласовывать с задачами производства. Где-то это увеличит затраты, где-то приведет к снижению качества продукции и увеличению сроков производства. Безусловно, огромную по мировым меркам российскую экономику остановить невозможно, но трудностей ей это несомненно прибавит.
Визитная карточка
Николай Кульбака - кандидат экономических наук, член International Society for Ecological Economics. Автор книг и статей по региональной экономике, экономической истории, транспортной логистике и истории транспорта.