Еще в августе два кандидата на место лидера Консервативной партии и, соответственно, кресло главы правительства - Лиз Трасс и Риши Сунак - активно строили воздушные замки своих политических программ. Именно тогда Сунак сделал столь ошеломляющее заявление о законах ЕС. На самом деле он обещал то же, что и Трасс, но оглашал куда более сжатые сроки: сто дней на то, чтобы пересмотреть или убрать все напоминания о совместном прошлом с Евросоюзом из британского законодательства. Трасс так же обещала довести это дело до конца, но до конца 2023 года. Переход кресла премьера к Сунаку дал ему возможность реализовать амбициозные планы.
25 октября начался обратный отсчет стодневного марафона инициатив нового премьера по искоренению устаревших законов. Хотя применительно к законотворческой системе сто дней - это скорее спринт, нежели марафон. Спринт, который не по плечу даже самому выносливому атлету: количество законодательных актов ЕС - ровно 3 800 - уже способно сбить дыхание в самом начале дистанции. Повлиял ли на изменение подхода Сунака к законотворчеству объем самой работы или вереница других проблем в сфере миграции, энергетики, неизвестно. А может он стал реалистом. Как бы ни было, правительство тори решило отложить скоропалительное уничтожение законодательных актов при помощи шредера, как наглядно продемонстрировал Сунак в одном из предвыборных видео на своем Ютуб-канале.
Уже вовсю проводятся параллели с предшественницей-рекордсменом по коротким дистанциям Трасс, которая также откладывала данный вопрос в долгий ящик. Тем не менее, поступок Сунака может, напротив, свидетельствовать о дальновидной перестановке приоритетов правительства, которое сейчас вовсю работает над бюджетом, план которого необходимо будет представить уже 17 ноября. С законами, которые существенно подтачивают "идеальную" картину Брексита, жители Великобритании смогут прожить еще и месяц, и два, и даже больше, а вот сохранить душевное равновесие при виде еще одного безумного кульбита государственного бюджета им вряд ли удастся. Еще свежи в памяти увеличенные госрасходы Трасс, приправленные сниженными налогами, инфляцией, крутым пике фунта стерлингов, обвалом акций британских компаний и пугающими ценами на энергоносители.
Сунак не раз называл проект Трасс "сказкой" и предостерегал ее: хеппи-энда там не будет. Заняв кресло премьера, он не стал заниматься экономическим популизмом, что было бы особенно цинично в разгар кризиса. Премьер стал ставить реальные цели. По крайней мере, он решил отойти от геройства, которое никак не помогло бы рядовым жителям Великобритании.
Но это не отменяет того факта, что свои предвыборные обещания Сунак, увы, не держит. Впрочем, работу над своими ошибками и недочетами своих предшественников он явно проводит. Да и есть ли у британских избирателей альтернатива? Третий премьер-министр за год - тенденция печальная и даже опасная. Может, пора остановиться?
Британцам явно трудно угодить; каким бы ни был премьер-министр, он не идеал: нельзя угодить и бедным, и богатым, и консерваторам, и лейбористам - недовольные будут всегда. Вопрос в другом: а сколько их? Сейчас их количество растет, и консервативному правительству, безусловно, потребуется время, чтобы вернуть доверие хотя бы части лояльных избирателей. И на это уйдет не сто дней, а гораздо больше.
Что бы ни предпринял Риши Сунак, какой бы бюджет ни был составлен, ближайшие месяцы станут еще одной главой из повести об инфляции, "грустных" счетах за энергоресурсы и кризисе в целом. Сегодня Великобритания - единственная страна из большой семерки, которая никак не может вернуть себе экономические показатели, типичные для нее до начала пандемии COVID-19, и ей, безусловно, нужны свои экономические победы - реальные, а не "бумажные". Смена стратегии в отношении законодательных актов ЕС дорого дастся премьер-министру, если он не продемонстрирует хотя бы малейшие намеки на позитивные перемены в Соединенном Королевстве. А пропустить 3 800 законов через шредер он еще успеет, если, конечно, сдвинет англосаксонскую экономику с мертвой точки.