15.11.2022 08:19
Общество

Минобрнауки предлагает дать выпускникам специалитета право поступать в магистратуру на бюджетные места

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (8906)
Минобрнауки разработало изменения в проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которые выделяют пяти-шестилетнее вузовское образование - специалитет - в отдельный уровень и дают выпускникам вузов с дипломом специалиста право поступать в "родственную" магистратуру на бюджетные места.
В магистратуру выпускники специалитета будут поступать по конкурсу. / Валерий Шарифулин / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Напомним, сейчас претендовать на бесплатную магистратуру могут только выпускники бакалавриата.

Как пояснили в министерстве, прием в магистратуру будет проводиться по конкурсу. Продолжить учёбу бесплатно можно будет по так называемым преемственным направлениям подготовки.

Важно: срок обучения специалистов, поступивших в магистратуру, может быть сокращен на 1 год по решению университета, с учетом специфики выбранного направления подготовки.

Все это позволит студентам развивать свою индивидуальную образовательную траекторию, получить более глубокие знания в определенной области и изучать интересующие направления в смежных областях образования и науки.

Минобрнауки подвело итоги первого сезона проекта "Женщины: Школа наставничества"

"Подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики Российской Федерации, будет осуществляться в Российской Федерации преимущественно по программам специалитета", - отмечается в документе.

При этом возможность обучения в рамках двухуровневой системы (бакалавриат, магистратура) сохранена по гуманитарным, экономическим и другим направлениям, где это соответствует требованиям рынка труда.

Ожидается, что закон вступит в силу с 1 января 2024 года.

Комментарии

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНОУ):

- Идея давно витает в воздухе. Прежде всего необходима магистратура по IT-специальностям: сегодня дефицит таких профессионалов и нужны неординарные шаги. Один из них - магистратура, в том числе и сокращенная, для тех, кто получил специальность по данному направлению на специалитете.

Радует, что специалист может поступить в магистратуру: повысить квалификацию, немного сменить направление, например, техническое или физико-математическое - на IT.

Владимир Трухачев, ректор Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева:

- Аграрии - специалисты широкого профиля. Квалифицированный агроном должен разбираться в биологии, химии, ботанике, современных технологиях в области сельского хозяйства, климатических условиях, а также обладать знаниями в области географии и других смежных наук. Поэтому возможность продолжить обучение после специалитета позволит студентам получить дополнительные знания по смежным областям науки и образования и применять их в сельскохозяйственной отрасли.

Минобрнауки обновило правила приема в вузы. Что изменилось

Владимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета:

- Обучать специалистов высокого уровня можно только на конкретных проектах, построенных под запросы рынка. С первого курса в Московском Политехе студенты работают над задачами потенциальных работодателей. Благодаря такому подходу многие наши студенты уже на третьем курсе знают, где они будут работать, и большинство из них хотели бы получить дополнительные знания в области смежных наук, приобрести важнейшие навыки и компетенции для работы с передовыми технологиями. Теперь такая возможность появилась и у выпускников специалитета.

Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ):

- Должен быть здоровый баланс между программами бакалавриата и специалитета. Они решают разные задачи, и их сосуществование оправдано. В сфере подготовки кадров для транспорта традиционно доминируют программы специалитета. Как правило, это связано с необходимостью осваивать большой объём знаний и навыков для обеспечения безопасности в транспортных системах. Но в конечном итоге главное - это содержание, методики и инфраструктура образовательных программ и люди, которые вовлечены в их реализацию.

Образование Минобрнауки