16.11.2022 08:30
Общество

Для кого опасен детский "коронавирус"

Текст:  Лариса Розова
В последние несколько месяцев из разных стран мира стали поступать многочисленные сообщения о резком росте заболеваемости малоизвестным за пределами медицинской среды респираторно-синцитиальным вирусом (РСВ). Что собой представляет вирус и является ли он реальной угрозой?
Читать на сайте RG.RU

Респираторно-синцитиальный вирус принадлежит к тому же роду, что и вирусы паротита, кори и гриппа, и известны человечеству на протяжении длительного времени. Это сезонный, активный в холодный период времени вирус, которым в основном болеют дети. По статистике, порядка 70% всех детей переносят РСВ-инфекцию (РСВИ) в возрасте до 1 года, и практически каждый инфицируется в течение первых двух лет жизни.

В большинстве случаев РСВИ протекает в виде насморка и воспаления слизистой оболочки глотки и гортани. У здоровых детей заболевание обычно благоприятно заканчивается выздоровлением без серьезных последствий для здоровья. Однако для детей в возрасте до двух лет и особенно для недоношенных вирус всегда представлял повышенную угрозу, вплоть до летальных исходов. Время от времени в роддомах и детских учреждениях по всему миру, в том числе и в нашей стране, фиксировались вспышки данного заболевания. Борьба с ним всегда представляла большую проблему, поскольку долгое время эффективных методов лечения не существовало, и надежда была лишь на природный иммунитет ребенка. Однако по мере развития медицины и освоения новых технологий, таких как моноклональные антитела, эта проблема стала постепенно решаться, и теперь инфекцию можно взять под контроль.

Тем не менее последняя вспышка данного заболевания стала серьезным вызовом для системы здравоохранения даже в развитых странах мира. В сентябре и октябре этого года детские больницы в США, Великобритании и других странах оказались переполнены по причине резкого роста числа заболевших РСВИ. Проблема усугубляется еще и тем, что в этом сезоне течение заболевания таково, что новорожденные и дети из групп высокого риска (недоношенные, с ослабленным иммунитетом, с заболеваниями легких и пороками сердца) в гораздо большем количестве, чем ранее, нуждаются в госпитализации и проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

В этом смысле вирус по своим негативным последствиям для здравоохранения сближается с коронавирусной инфекцией. Однако есть и отличие: РСВ-инфекция бьет по самым незащищенным - детям. Особую опасность РСВ представляет для недоношенных, родившихся на 35 неделе и ранее, а также для детей с бронхолегочной дисплазией и значимыми врожденными пороками сердца.

Отягчается ситуация еще и тем, что фиксируются случаи "тридемии" - одновременного заболевания гриппом, респираторно-синцитиальным вирусом и COVID-19 у детей. Причины данного симбиоза вирусов до конца не изучены, но большинство специалистов сходятся во мнении, что проблема напрямую связана с ослаблением иммунитета вследствие ковидных ограничений, и как только эти ограничения были отменены, РСВ-инфекция получила благоприятные условия для распространения.

У текущей вспышки заболевания РСВИ есть несколько ключевых проблем. Во-первых, неготовность учреждений здравоохранения одновременно принять большой поток маленьких пациентов и нехватка аппаратов ИВЛ, которые требуются, чтобы справиться с дыхательной недостаточностью. Во-вторых, трудно прогнозируемые отдаленные негативные последствия заболевания. В частности, речь идет о функциональной дыхательной недостаточности, которая развивается у детей, переболевших данным заболеванием. По статистике, в будущем среди детей, переболевших РСВ-инфекцией, у 50-60% может развиться бронхиальная астма.

Основные пути передачи РСВ-инфекции схожи с коронавирусом - вирус передается воздушно-капельным и контактным образом. Но хуже всего то, что вирус в течение нескольких часов может сохраняться на поверхностях, а на руках - до 30 минут. Инкубационный период длится от 3 до 5 суток, что также препятствует купированию вспышки заболевания на ранних стадиях.

Продолжительность эпидемического подъема, который фиксировался в предыдущие годы, составляет 3-5 месяцев, а это значит, что и наша страна в ближайшее время может столкнуться с аналогичными последствиями. Однако по данным федерального НИИ Гриппа, текущая эпидемиологическая ситуация по респираторно-синцитиальному вирусу в России пока относительно благополучная, и средняя частота диагностирования у детей составляет 2,9%. Это, конечно, вселяет некоторую надежду, что новая вспышка данного заболевания не коснется нас или затронет, но в меньшей степени, чем другие страны.

Вместе с тем, гарантировать благоприятный исход никто из медиков в данный момент не может. Опрошенные нами эксперты уверены, что единственной защитой от РСВ была и остается иммунизация препаратами на основе моноклональных антител. В частности, доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ Пирогова Алексей Ртищев считает, что "тридемия" в нашей стране действительно маловероятна, для этого нет совокупности тех условий, что сложились в других странах, но резкий рост заболеваемости РСВ-инфекцией не исключается. Также надо учитывать, что в России есть вероятность того, что всплеск РСВИ будет сопровождаться сезонной заболеваемостью гриппом, что также усугубит ситуацию.

"РСВИ сама по себе представляет значительную опасность для новорожденных, а учитывая сложившуюся обстановку, сегодня в группе риска не только недоношенные и дети с заболеваниями легких и сердца, но и в целом все дети в возрасте от 0 до 2 лет. Защитить этих детей - прямая обязанность врачей и родителей. Вот почему мы, медики, настоятельно рекомендуем молодым мамам и папам не избегать иммунизации против респираторно-синцитиальной вирусной инфекции", - говорит Алексей Ртищев.

Стоит также отметить, что в нашей стране действует специальная государственная программа профилактики РСВИ, и иммунизация предоставляется абсолютно бесплатно. К сожалению, не все об этом знают, и в силу низкой осведомленности РСВ-инфекция находится вне ключевых приоритетов молодых родителей. Однако ситуация постепенно меняется, и будем надеяться, что совместными усилиями нам удастся избежать развития худшего сценария.

Здоровье