В Российском национальном исследовательском медицинском университете (РНИМУ) имени Н.И. Пирогова под руководством проректора по послевузовскому и дополнительному образованию к.м.н. Ольги Природовой разработано три собственных VR-тренажера. О процессе их создания, плюсах и минусах "РГ" рассказала руководитель группы разработки высокотехнологичных образовательных элементов Мария Потемкина.
- Такие тренажеры обеспечивают высокую достоверность и максимальный эффект погружения в реальную работу врача. Обучающийся может оценить состояние пациента, в том числе применяя инструментальные методы исследования, и провести лечение, включая сердечно-легочную реанимацию. Наша задача - разработать VR-тренажер, в который поверит врач, почувствует себя действительно на рабочем месте. И мы это в прямом смысле проверяем на себе. Например, я - врач, 15 лет отработала в поликлинике.
Первые идеи по разработке тренажеров у нас появились в 2018 году. На одном из совещаний директор Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра Павел Алексеевич Лопанчук предложил сделать тренажер по отработке алгоритмов экстренной неотложной помощи, который будет полезен как студентам, так и всем медицинским работникам, потому что этот навык присутствует в профстандартах врачей всех специальностей. В 2019 году мы его создали. Локация - процедурный кабинет поликлиники. Тренажер включает шесть клинических ситуаций: острый коронарный синдром с отеком легких, острый коронарный синдром с кардиогенным шоком, обморок, анафилактический шок, внутреннее кровотечение, сердечно-легочную реанимацию. Врач не знает, какая именно ситуация выпадет ему для тренировки. Он должен обследовать пациента, определить наиболее жизнеугрожающие симптомы и оказать помощь.
Следующим стал тренажер, который могли бы использовать врачи и фельдшеры скорой помощи. Для них мы сделали новых виртуальных пациентов, новую локацию - это машина скорой помощи, ее размер и обстановка соответствуют реальным.
Третий тренажер - оказание неотложной хирургической помощи, локация - операционная. Разработка этой программы была гораздо сложнее предыдущих, так как очень точное использование хирургических инструментов трудно дается в виртуальной реальности.
Тренажеры работают в трех режимах: демонстрационный - самый легкий, ознакомительный. Каким бы человек ни был специалистом, виртуальная реальность накладывает свои ограничения и условности. В этом режиме мы подсказываем все: что, где и как взять, сколько лекарства набрать в шприц и так далее. Здесь главная задача - адаптировать врача в виртуальной реальности.
Второй режим - обучающий, где специалист может попробовать все делать сам. Если он несколько раз ошибся, его поправят, либо он может сам попросить помощи. И третий - контрольный режим. В нем все как в жизни: человеку плохо, и с каждой секундой становится хуже. В этом режиме специалисту необходимо самостоятельно выбрать препараты, дозировку, способ и место введения. У нас предусмотрены и возможные ошибки: введение неправильных препаратов, недостаточная, адекватная и избыточная дозы, и как все это вместе повлияет на пациента.
В случае угрозы жизни подключается следующий блок - сердечно-легочная реанимация. Действия врача при этом могут быть разными, и нужно принять верное решение.
Тысячи нюансов, десятки разветвлений сценария, которые мы должны продумать, а программисты должны прописать - основная причина того, что тренажер создается долго. По любому разветвлению сценария мы должны дойти до конца: либо до стабилизации пациента, либо до клинической смерти. На мой взгляд, большой плюс VR-тренажеров в том, что мы можем безопасно как для врача, так и для пациента создать жизнеугрожающие ситуации, которые при обычном обучении воссоздать невозможно.
После того как мы определились с целью тренажера, идеей, темой и аудиторией, начинается поиск авторов сценария. Среди наших авторов - врачи-эксперты, преподаватели нашего и других медицинских вузов и врачи национальных медицинских центров. Мы просим авторов в рамках нашего сценария прописать все детали и стараемся соблюсти все игровые технологии: у нас есть персонажи, роли, сюжеты.
Далеко не все соглашаются работать в этой сфере: игровой подход сложный, многофакторный. Мы ищем тех людей, которые горят, которые готовы включиться в проект. Параллельно с этой работой запускается этап поиска высококвалифицированных технических разработчиков. Рассматриваем кандидатов с богатым опытом работы с медицинской тематикой, а таких совсем немного. Сценарий - это целая книга, самый большой из них содержит 144 листа. Но смысла расписывать то, что невозможно сделать достоверно, нет. Например, пока мы не можем обеспечить тактильный контакт. К сожалению, тактильные костюмы из кино пока только на уровне экспериментальных образцов. Так что мы пока не можем пальпировать пациента, значит, пока это и не прописываем.
Когда сценарий написан, мы отдаем его на проверку другой группе экспертов, чтобы убедиться, что ничего не упустили. В среднем на создание тренажера уходит примерно год. Кропотливо мы подходим к созданию наших "пациентов". В симуляциях обычно используются молодые персонажи - девушки, юноши. Но на прием к врачу приходят люди самых разных возрастов и комплекций. Поэтому в наших тренажерах пациенты самые разные.
А самая тонкая работа начинается тогда, когда приходим к программированию состояний пациента, действий специалиста и ответа на них. Конечно, виртуальная реальность неидеальна, но это еще одна образовательная методика, которая поможет получить знания, и что самое главное, освоить практические навыки в тех ситуациях, которые мы не можем предложить в жизни. Когда человек оказывается в виртуальной реальности, он настолько вовлекается, концентрируется, настолько сосредоточен, что усвояемость знаний очень высока.
В тренажерах есть не только рабочее место обучающегося внутри шлема, но и рабочее место преподавателя - за компьютером. Он видит все показатели на экране, может просмотреть протокол действий специалиста, разобрать все допущенные ошибки. VR-тренажер не заменяет преподавателя, но становится еще одним инструментом в опытных руках.
Как чувствует себя человек в шлеме? Да, у кого-то кружится голова, теряется ориентация в пространстве. Мы предлагаем попробовать - и в любой момент можно просто снять шлем. Но, как показывает практика, почти все проходят задание до конца. Специально для уменьшения "побочных эффектов" мы в наших тренажерах полностью избавились от рывковых телепортаций. Если в виртуальном пространстве, к примеру, нужно подойти к изножью каталки, то ты реально к ней идешь - никаких мгновенных перемещений. Это уменьшает нагрузку на вестибулярный аппарат.
У нас в планах доработать остальные экстренные ситуации, которые входят в сценарии аккредитации врачей. Но мы разрабатываем не только VR-тренажеры. Сейчас разрабатываем 3D-тренажер, который можно будет пройти как на компьютере, так и на экранах мобильных устройств. В нем собраны реальные клинические ситуации, сценарии которых были написаны экспертами ведущих вузов и национальных медицинских исследовательских центров по семи "узким" специальностям. Это и сложные клинические случаи, и пациенты с несколькими заболеваниями, и ситуации, основанные на реальной врачебной практике и многое другое. На Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России можно пройти все эти тренажеры.