Валентин Николаевич, это значит, что молодые врачи, условно говоря, научились расшифровывать ЭКГ, проводить искусственный массаж сердца и прочие манипуляции, а к разговору с пациентами не были готовы? А ведь в народном сознании хороший врач тот, кто и диагноз поставит, и лечение назначит, и сумеет расположить к себе больного. Как, на ваш взгляд, можно добиться сочетания высокого профессионализма и человечности?
Валентин Павлов: Это российская традиция - любить человека. Наши студенты проходят курс медицинской деонтологии, науки о врачебной этике. Но этого недостаточно. Надо, чтобы науке человечности обучали в семье, детском саду, школе. И в медицину нужно идти осознанно, чтобы не пожалеть о сделанном выборе, уже имея на руках диплом. Именно с такой целью мы начали создавать систему медицинских классов в школах и предуниверсарии. Медклассов в республике уже 17, а предуниверсариев два. Чем больше медицинских классов, тем больше талантливых детей со знанием не только профильных предметов, но и с определенными личностными качествами - милосердием, добротой. Поэтому мы как вуз готовы вкладываться, брать под опеку школы. Эффект есть. В нынешнем году 20 стобалльников из этих классов поступили в БГМУ, в прошлом году - 17. Это наш актив, с ними мы делаем медицину будущего. Такие студенты пользуются приоритетным правом на международные стажировки. Кстати, после пандемии возобновляется обучение в очной аспирантуре в китайских медицинских университетах. Несмотря на санкции, продолжается сотрудничество с Гейдельбергским университетом, нас поддерживают ведущие австрийские клиники. Но, подчеркну, основная работа начинается с медклассов.
Молодым людям, которые прошли такую подготовку, скорее всего, легче дается обучение в БГМУ, который из университета 2.0, где дают образование и учат заниматься наукой, стремительно превращается в университет 3.0.
Валентин Павлов: Если вчера был лозунг, что вузы должны готовить кадры для инновационной экономики, то сегодня мы говорим о том, что вузы сами должны стать центрами инноваций. Медицинский университет идет по этому пути, стремясь стать центром инноваций, науки, образования, культуры. Мы хотим стать лучшими. Эти цели отражены в стратегии развития вуза "Приоритет-2030". При ее составлении опирались на программы университетов Граца (Австрия) и Тегерана. Все присоединения, которые проводятся в рамках этой стратегии, например, формирование офтальмологического кластера, включающего Всероссийский центр глазной и пластической хирургии, Уфимского НИИ глазных болезней, проходят без потрясений. Потому что есть полное совпадение идеологии университета и присоединяемых структур - синтез образования, науки и лечебной деятельности. Интересы вуза совпадают с интересами страны, каждого его жителя. И должны совпадать с интересами студентов.
Мы выходим за капсулу вуза. Медицинский университет стал частью единого механизма, задействованного при решении важнейших государственных задач. Так, например, во время пандемии наши студенты работали в ковид-госпиталях вместе с практикующими врачами. Недавно из Запорожской области вернулась первая бригада преподавателей. И таких бригад четыре. Им поставлена задача не только оказывать медпомощь, но и научить коллег работать по российским протоколам и стандартам, интегрироваться в нашу систему здравоохранения.
Валентин Николаевич, вы не раз в шутку говорили о том, что медуниверситет изменил лицо города, имея в виду большое количество иностранных студентов. Сколько их сейчас?
Валентин Павлов: БГМУ - крупный вуз. По количеству студентов очной формы обучения, а их 13 тысяч, мы - вторые в республике. У нас учится 4,5 тысячи иностранных студентов. Парадоксально, но, несмотря на затруднение платежей и транспортной логистики, мы видим наплыв иностранных студентов. Видимо, качество нашего образования не такое плохое, если за него готовы голосовать долларом, юанем, дирхамом. Спасибо нашим клиническим школам, ветеранам, профессорам, которые создали вуз и обеспечили качественное обучение. Ни одна из 57 стран, из которых приехали студенты, не ввела против России санкции. Это наши друзья, раз доверяют нам своих детей. За иностранцев платят или правительства стран, чьими гражданами они являются, или родители.
Много ли россиян учатся на внебюджетной основе?
Валентин Павлов: Был у нас светлый человек ректор Венер Газизович Сахаутдинов, который мечтал дожить до того времени, когда все бюджетные места будут заняты российскими ребятами, а на внебюджете будут учиться только иностранцы. Мы к этому подошли. Часть "внебюджетных" студентов осталась только на стоматологическом факультете.Всем ребятам, которые стремятся в медицину, мы даем возможность поступить на бюджет.
Количество бюджетных мест за последние пять лет выросло вдвое. На следующий учебный год по высшему образованию их будет 970.
БГМУ ежегодно выпускает сотни врачей, почему же их постоянно не хватает?
Валентин Павлов: Речь не столько о дефиците кадров, сколько о диспропорции, которая, к слову, характерна для всего мира. Ректор университета в Китае сетует, что никто не хочет работать в Харбине, только в Шанхае, Гуаньчжоу или Пекине. В Германии всем врачам хочется остаться в Мюнхене и Гамбурге. Проблема с концентрацией специалистов есть и в Уфе. В этих условиях власти принимают меры по доступности медпомощи. Там, где не будет больниц, нужны мобильные пункты, поезда здоровья, цифровые технологии, вахтовый метод.
Получается, что практика целевого обучения себя не оправдала?
Валентин Павлов: Сейчас наступила эра юридически значимого целевого обучения. Раньше договор о целевом обучении гарантировал абитуриенту льготное поступление в вуз. Сейчас выпускник школы может заключить договор с любым лечебным учреждением на территории Башкирии: минздрав дает квоты городским и районным больницам, в приоритете первичное звено. Если целевик не работает в больнице, с которой заключил договор, то платит штраф. Эта мера позволит заполнить кадрами первичное звено.
Из выпуска прошлого года 80 человек из 900 не трудоустроены на целевых местах. С каждым ведется индивидуальная работа. В результате они или трудоустраиваются, или возвращают деньги.
Все ли выпускники медуниверситета работают по специальности?
Валентин Павлов: Молодежь, поступая в высшую школу, имеет одни цели и задачи, а когда заканчивает учебу - другие. Это тоже характерно для всех стран. 30% студентов понимают, что нужно менять траекторию высшего образования. И мы даем такую возможность. На 3-4 курсе студент может поменять профиль образования - выучиться на клинического психолога, соцработника, IT-специалиста, биолога.
Это все понятно, а вот зачем медицинскому вузу симфонический оркестр, который создан в этом году?
Валентин Павлов: Любой приличный вуз имеет свой симфонический оркестр - Оксфордский, Кембриджский, Массачусетский. В нашем оркестре только наши студенты, их 50 человек. Кстати, ими согласился дирижировать маэстро Владимир Спиваков. Сейчас идет реконструкция центрального кампуса, где предусмотрена площадка open air, где будет играть оркестр, установят арт-объекты. Все, как в Москве и Санкт-Петербурге.
Валентин Николаевич, вы практикующий хирург. Как удается совмещать руководство вузом, научную деятельность и медицинскую практику?
Валентин Павлов: Это традиция ректорского корпуса. Мой рабочий день как роботического хирурга начинается до восьми утра в клинике.
Мы создали единственный в ПФО роботический центр, фактически открыли новое медицинское направление. Здесь пишут научные работы, оперируют наши хирурги. Ежегодно за счет федерального бюджета проводят более 1000 операций. Важно, что помощь по мировым стандартам могут получить жители республики и страны. Скоро совместно с кардиохиругом Ринатом Акчуриным собираемся выполнить имплантацию левого желудочка сердца пациенту.