Магазин "1С Интерес" открыл предварительные заказы на игру God of War Ragnarok в конце августа. Версия для приставки PS4 была оценена в 5499 рублей, а для PS5 - 6490 рублей. После мирового релиза и уточнения информации о поставках в Россию, "1С Интерес" поднял стоимость версии для PS4 на 1500 рублей. Версия для PS5 подорожала на 1000 рублей. Об этом сообщил портал GameGuru со ссылкой на одного из пользователей, который прислал чек и всю информацию об оплате.
Аналогичная история произошла с еще одним пользователем GameGuru, предзаказавшим игру в магазине GamePark по цене 6499 рублей. Ему сообщили, что ему нужно будет доплатить почти 2000 рублей, так как стоимость товара изменилась в связи "с повышенным спросом".
В GamePark и "1С Интерес" не ответили на вопросы "Российской газеты" к моменту выхода материала.
Это не первый случай, когда крупные игровые магазины повышают цену на свои товары без предварительного уведомления покупателей. Например, по сообщениям портала DTF, в марте 2022 года цены на дисковые версии RPG-экшена Elden Ring в магазинах "М.Видео", "Ситилинк", "1С-Интерес", Gamebuy и "Эльдорадо" увеличились в среднем на 20% за базовую версию игры спустя неделю после релиза. Некоторые покупатели, настаивая на покупке товара по исходной цене, обратились в суд.
В Роспотребнадзоре "Российской газете" пояснили, что продавец не имеет права изменять стоимость товара после заключения договора купли-продажи.
"Если был заключен договор купли-продажи на приобретение компьютерной игры на диске, то потребитель вправе требовать его исполнения на условиях договора. Требование о доплате не основано на каких-либо нормах права, поскольку при продаже товара однозначно была определена его цена. В таком случае продавец обязан исполнить договор на указанных условиях", - говорит Андрей Пучковский, заместитель руководителя управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора.
Диски стали вновь пользоваться спросом после того, как у россиян из-за санкций практически исчезла возможность покупать новые игры онлайн. Магазин PS Store прекратил продажу игр в России, Microsoft в целом приостановила работу на нашем рынке, а сервис дистрибуции игр для персональных компьютеров Steam, принадлежащий корпорации Valve, перестал принимать к оплате карты российских банков. В результате на рынке остались в основном "серые" схемы с покупкой игры вместе с аккаунтом в онлайн-магазине или переводом профиля онлайн-магазина в другой регион, например в Аргентину, и оплатой картами иностранного банка. Оба варианта сопряжены с рядом рисков, технически сложны и недоступны подавляющему большинству пользователей.
"Игры на физическом носителе в текущих условиях становятся актуальным и наиболее надежным способом познакомиться с новыми тайтлами, играть в них можно в любое удобное время, вне зависимости от внешних ограничений. Довольно консервативный рынок игр на физических носителях за восемь месяцев этого года в России в штуках показал рост около 10%, а общие продажи составили порядка 1,1 млн штук", - отмечают в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо". Аналогичные данные и у других площадок. Так, по данным портала Retail.ru, продажи консольных игр в штуках на Ozon выросли втрое год к году, а на Wildberries в марте - июле 2022 года продажи коробочных игр для ПК и приставок в натуральном выражении выросли на 143%.
Требование доплатить за диски, как и сам формат продаж игр "по предзаказу" считает своего рода торговлей "котом в мешке" ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Это плохая практика, которая, к сожалению, стала распространенной. Причина заключается в том, что магазины продают то, чего у них нет. Это не только игр, кстати, касается. С предзаказами на iPhone 14 была такая же история, когда цены на предзаказ объявили еще до того, как стали известны официальные цены. В мутной воде ловят рыбку. Причем логика здесь понятная. Если человек уже заплатил деньги, то он с вероятностью 99% доплатит. Да, покупатель будет возмущаться. Да, будет негативные отзывы строчить, но тем не менее", - полагает Муртазин.
В 2021 году, по оценкам маркетплейса My.Games, входящего в холдинг VK, общий объем рынка игр в России составил 177,4 млрд рублей. ПК-платформа является самой доходной, ее доля составила 48,1%. На долю игровых консолей приходится 8,7%.
Цифра
1,1 миллиона дисков с играми было продано в России за 8 месяцев 2022 года.