Ведомство, подтверждает ранее сделанную установку, что все трейдеры (продавцы и покупатели) работающие с российской нефти должны передавать информацию о таких сделках в США.
Сам документ содержит весьма размытые формулировки, которые можно трактовать по-разному, но несколько его пунктов обращают на себя внимание.
Подтверждается, что потолок цен будет распространяться только на первую поставку нефти из России морем в другое государство. При этом дальнейшее ограничение цены не распространяется на любые дальнейшие продажи этой нефти на суше. При повторной отправке морем не переработанной нефти потолок цен на этот груз продолжит действовать. Это ставит крест на возможности прямых спекуляций трейдеров российской нефтью, через ее перепродажу, например, в порту назначения.
С другой стороны, потолок цен на нефть из России не будет применяться в случае ее существенной переработки за пределами страны. Фактически это означает, что нефтепродукты - бензин, авиакеросин, дизельное топливо, произведенное из российской нефти, зарубежные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) смогут без всяких ограничений, спокойно экспортировать в любом направлении.
Опасность серьезного дефицита нефтепродуктов - сейчас главная проблема для Европы и США.
Таким образом, они "подстелили себе соломку" в случае нехватки топлива и заодно нанесли удар по нефтеперерабатывающей отрасли России.
В нашей стране почти половина производимых НПЗ нефтепродуктов уходило на экспорт. В первую очередь это касалось дизельного топлива и мазута. Теперь у иностранных НПЗ появится дополнительный стимул (это не наказуемо) покупать дешевую российскую нефть, перерабатывать ее, а уже полученные нефтепродукты продавать по рыночной цене. Ранее многие НПЗ в Европе и Азии опасались закупать российское сырье из-за риска будущих санкций.
Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, не стоит думать, что эта мера сразу приведет к снижению объемов переработки нефти в нашей стране.
Запрет на импорт российских нефтепродуктов заработает только 5 февраля следующего года, тогда придется искать альтернативы экспорту в Европу. Пока же наша задача перенаправить из Европы на другие рынки поставки нашей сырой нефти - около 1,1 млн баррелей в сутки.
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, данное разрешение Минфина США не решает саму по себе проблему экспорта российской сырой нефти. Но такой подход позволит, например, турецким и индийским НПЗ увеличить поставки дизтоплива в Европу, которая будет крайне нуждаться в альтернативных поставках дизтоплива в случае введения эмбарго на российские нефтепродукты в феврале.
При этом в долгосрочной перспективе, после 5 февраля, эта мера может привести к проблемам с работой российских НПЗ, считает Симонов. Они могут усугубиться в период ежегодных ремонтов на наших перерабатывающих заводах, которые сильно зависят от импортного оборудования, поясняет эксперт.
Еще один пункт в документе минфина США, который обращает на себя внимание, это разрешение финансовых операций, связанных с поставками российской нефти в Болгарию, Хорватию и ряд не имеющих выхода к морю стран ЕС. На первый взгляд, это послабление может упростить спекуляции с российским сырьем и его попаданием на рынок Европы. Но, по мнению Симонова, ЕС едва ли закроет глаза на попытки реэкспорта нашей нефти.
С этим согласен Мельников, который уточняет, что речь идет о том, что США гармонизируют санкционную политику с ЕС, где разрешили Венгрии, Чехии и Словакии получать российскую нефть морем в случае, если поставки по трубопроводу "Дружба" через Украину прервутся.
И наконец, еще один пункт документа Минфина США говорит о том, что в предельную цену на российскую нефть не будут включены расходы на ее транспортировку, а также услуги страхования. То есть при желании, трейдеры смогут перенести в расходы на транспортировку и страхование часть стоимости нефти.
Риски переноса прибыли в шиппинговую часть (включает страхование) есть, но в рекомендациях Минфина США указано, что такие траты должны быть "коммерчески обоснованы", отмечает Мельников. Поскольку это очень широкое определение, и неясно, как Минфин США будет подходить тут к оценке, сомнительно, что участники рынка массово будут рисковать нарушить санкции.
Аналогичного мнения придерживается Симонов. Он подчеркнул, что все эти послабления не должны восприниматься Россией, как повод для оптимизма на будущее. В Европе и США поняли, что санкции против нашей страны были непродуманны досконально, с учетом всех последствий своих экономик. В результате сейчас они очень осторожны. США собирают информацию о торговле нашей нефтью, а дальше будут "докручивать" заградительные механизмы, чтобы минимизировать ущерб для себя. Надеяться, что кто-то не сдюжит без наших энергоресурсов, сломается и отменит санкции, не нужно, считает Симонов.