За четыре дня его работы прошло более 20 творческих встреч с участниками фестиваля, писателями и аниматорами по всей Псковской области - в самих Пушкинских Горах, Опочке, Острове, Новоржеве, Великих Луках и Пскове. Их посетило около 2700 зрителей: дети, подростки и взрослые разных возрастов. Они приезжали организованными группами на автобусах, приходили семьями и даже заглядывали "на минутку" в обеденный перерыв - и этому взаимному интересу создателей и зрителей не смогли помешать и перепады погоды: в выходные по всему Пушкиногорью выпал густой снег, что послужило прекрасным "фоном" для показываемых анимационных фильмов, но существенно затруднило коммуникацию. "Вы застали два времени года, - обыграл эту аномалию директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич. - Пушкинскую позднюю осень (ту самую, которую "бранят обыкновенно") и пушкинскую зиму". И выразил уверенность, что фестиваль непременно состоится через год и уже окажется менее зависим от особенностей ноябрьской погоды.
Были показаны десятки мультфильмов, из них 40 - это новинки 2020-2022 годов, участвующие в конкурсе. Их судило жюри во главе с режиссером-мультипликатором, педагогом ВГИКа Алексеем Деминым.
Гран-при I Фестиваля анимации и литературы "Пушкин и..." получил фильм "Хозяйка медной горы", в котором режиссер-постановщик, автор Дмитрий Геллер, актеры Мария Клюквина, Николай Григорьев перенесли известный по сказу Бажова сюжет в XX век, сделав его героев и героинь рабочими огромного металлургического комбината. Приз за лучшую режиссуру достался Василию Чиркову - режиссеру-постановщику и автору сценария фильма "Белый-белый день", навеянного стихотворением Арсения Тарковского. Приз за лучшее художественное решение присужден режиссеру-постановщику и автору сценария Анне Швейгольц за фильм "Ой, чие ж то жито" по украинской народной балладе и народной живописи Восточной Европы. Приз за лучшего персонажа получила режиссер-постановщик и автор сценария фильма "Мы будем вместе" Серафима Труевцева (картину сняла по дневникам своего отца - известного в свое время в среде хиппи как Юра Диверсант). Приз за лучшую адаптацию литературного произведения присужден картине "Жираф" Натальи Мирзоян, снятой по стихотворению Николая Гумилева. Диплом жюри за "Лучший студенческий фильм" получила Анастасия Верейкина - сценарист и режиссер-постановщик фильма "Слепые" (по мотивам одноименной пьесы Мориса Метерлинка).
"Фестивали не делают фильмы лучше, - напомнил председатель жюри Алексей Демин, - но фильмы делают лучше фестиваль. Вчера мы сидели три часа у камина, спасибо организаторам за такую возможность, и выбирали, кому что присудить. Но самое главное не это. Фестиваль произошел стремительно; мы встретились, поговорили и убедились, что мы больше, чем родственники, нас объединяет общее дело".
Вначале был рисунок...
В Михайловском хозяин фестиваля, директор Пушкинского заповедника Георгий Василевич дал интервью для читателей "РГ".
Как получилось, что "Пушкин и..." - это "Пушкин и анимация"?
Георгий Василевич: Дело в том, что многие годы в Пушкинском заповеднике присутствовали копии рукописей Александра Сергеевича. И мы уже настолько выучили, что пушкинские рукописи - это рисунки, а рисунки у него беглые, подвижные, летящие, что приходила мысль: если Пушкин жил бы в наше время, он был бы аниматором. А поскольку фестиваль анимации и литературы, то тут складывается все воедино. Рукописи накладываются на рисунки Пушкина, а Пушкин накладывается на всю историю русской литературы.
Как известно, он у нас имеет отношение и к языку, и к литературе. Поэтому из этих двух составляющих сложилась идея фестиваля.
А путь к самому фестивалю начался с того, что театральный художник Игорь Шаймарданов как-то нарисовал все, что ему пришло в голову про Пушкина в Михайловском, - весело, задорно, легко, по-пушкински, с шуткой и с улыбкой. И стало понятно, что из этого надо сделать мультипликацию. Появился первый фильм про строчки к морю и русалку, которая, съездив хвостом по физиономии Александру Сергеевичу, напоминает ему, что надо работать, а не сидеть и пялиться на луну.
Получилось действительно очень хорошо и смешно. Теперь готовятся 50 маленьких мультфильмов, часть из них будет показана в рамках фестиваля. Дальше, узнав, что фестиваль "Литература и кино" в Гатчине начал свою новую страницу и живет теперь без Анны Моденовой, мы обратились к ней - и она позволила нашей фантазии превратиться в этот первый фестиваль.
Сериал про Пушкина в Михайловском, основанный на рисунках Игоря Шаймарданова, - это только один проект, презентуемый вне конкурса. Но на фестивале, естественно, большая конкурсная программа. Как она сложилась?
Георгий Василевич: За два месяца. Сложность была в том, что поданная заявка на грант была утверждена к 31 августа. И оставалось очень мало времени. Поэтому те, с кем удалось переговорить, кто дал согласие, внезапно сорвался с места и из своих любимых городов и студий и приехал сюда, - они все здесь. На будущий год времени у нас гораздо больше, я полагаю, что фестиваль будет развиваться и по тематике, и по формам, и по более сложным программам для детей и взрослых. И еще одна очень важная для фестиваля идея, которая сразу была заложена в его основание. Поскольку он проходит в небольшом городке, он ориентирован на людей, которые живут вне пространства, хорошо знакомого большинству крупных городов. Он проходит по всей территории Псковской области в виде встреч, показов, обсуждений, мастер-классов. На сегодня уже задействовано пять таких мест. Помимо Пскова и Великих Лук это еще Опочка, Остров и Новоржев.
Опочка, Новоржев - это названия, связанные с Пушкиным. А как возникли остальные?
Георгий Василевич: [Город] Остров лежит на пути во Псков. Вот вам и ответ. На самом деле просто администрации этих мест отозвались первыми. И поскольку для всех времени не хватает, кто первый сказал: "Да, мы хотим", те и оказались в центре внимания.
А предусмотрены ли какие-нибудь гранты для победителей фестиваля, которые захотят творить здесь, в пушкинских местах?
Георгий Василевич: Идея такая обсуждалась в день открытия. У музея-заповедника есть идеальные для работы гостевые дома, где можно приехать небольшим коллективом и за неделю, за десять дней попытаться создать что-то особенное, новое, стоящее как можно ближе к кабинету Пушкина и отвечающего нашему сегодняшнему представлению о том, кто такой Александр Сергеевич и как он живет вместе с нами сегодня. Так что эта идея рабочая. Пока мы окончательно не договорились, когда и в какое время, но зима и весна - это время, очень удобное для работы. Людей немного, на усадьбах тихо, все меняется постепенно от белизны к первым листьям на деревьях. Время благодатное. Поэтому надеюсь, что из этого что-то выйдет.