23.11.2022 12:30
В мире

Режиссер Елена Турова: Детское кино нужно уравнять с патриотическим

Текст:  Юлиана Леонович (leonovich@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №44 (1056)
Итоги двадцать восьмого Минского международного кинофестиваля "Лiстапад" подведены. Уже не секрет: Гран-при - у российской картины "Здоровый человек" Петра Тодоровского. Однако безусловным победителем в этом соревновании все равно вышел зритель, который целую неделю имел возможность смотреть в Минске лучшее фестивальное кино со всего мира.
Елена Турова: Настоящим сюрпризом для зрителей стала премьера российских "Волшебников". / Виталий Пивоварчик
Читать на сайте RG.RU

Известный белорусский режиссер, сценарист Елена Турова в этом сезоне впервые возглавила на фестивале конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории "Лiстападзiк". В прошлом году Елена Викторовна была в составе жюри, а чуть ранее ее картина "Киндер-Вилейское привидение" взяла Гран-при детского конкурса. Почему на "Лiстападзiке" два года подряд побеждают российские фильмы? Правда ли, что производство хорошего детского кино обходится его создателям существенно дороже, чем, например, любовной драмы? И должны ли фильмы для детей и подростков быть для киностудий в приоритете? Об этом и не только после окончания "Лiстапада" мы поговорили с Еленой Туровой.

Елена Викторовна, скажите честно, что проще: организовывать фестиваль или судить?

Елена Турова: Заниматься организацией фестиваля однозначно намного ответственнее и сложнее, чем быть его участником или членом жюри. Потому что работа начинается задолго до самого фестиваля, и это крайне напряженное и ответственное время. Чтобы за три дня "Лiстападзiка" показать зрителям 7 картин, мы отсмотрели более 400 работ, можете себе представить? Это действительно огромный труд.

Все ли получилось так, как вы задумывали?

Елена Турова: К сожалению, в силу разных причин не все картины получилось взять в итоговую программу. Так, скажем, мы готовы были представить зрителям чудесный французский мультфильм "Маленький Николя". Но он вышел в прокат раньше, чем начался "Лiстападзiк". А у нас жесткий регламент, конкурсные фильмы не должны демонстрироваться до фестиваля - это одно из главных условий. Кроме того, некоторые работы пришлось вычеркнуть лишь потому, что они создавались в 2019-2020 годах. Однако были и приятные неожиданности.

Так, скажем, настоящим сюрпризом для зрителей "Лiстападзiка" стала премьера российских "Волшебников". Даже в Москве зрители увидели картину через несколько дней после презентации на "Лiстападзiке".

Две главные награды детского "Лiстападзiка" получили российские фильмы

Интересно, что российский режиссер Александр Кулямин второй год подряд уехал из Минска с главным призом "Лiстападзiка". В 2021 году победила его драма "Новенький", сейчас - "Колокол надежды". Что это: тенденция или совпадение?

Елена Турова: Хочу также добавить, что еще одна российская картина - "Звезды мне укажут путь" Филиппа Абрютина - завоевала сразу четыре награды "Лiстападзiка". С одной стороны, и выбор членов жюри, и выбор зала в пользу именно российских лент действительно говорит о многом. В первую очередь это показатель качества. Но называть происходящее тенденцией я бы не стала. Никто не может предсказать, какой фильм победит на следующем "Лiстападзiке".

Но можно ли в этом случае говорить о некоем возрождении детского семейного кино? Вот были Александр Роу, Александр Птушко, Леонид Нечаев. А сейчас?

Елена Турова: Вряд ли это можно назвать ренессансом... Однако то, что такие фильмы снимают (и снимают качественно!), говорит как минимум об интересе как со стороны производителей, так и со стороны аудитории. Хотя у нас по-прежнему ощущается дефицит фильмов для маленьких зрителей. Потому что картины, о которых мы говорили выше, все же подростковые. Они рассчитаны на аудиторию 12+. А волшебных сказок с чудесами для деток помладше практически нет. Я сама росла на сказках Роу и Птушко, потом был культовый Нечаев, творчество которого обожали все дети 1970-80-х. "Морозко", "Сказка о царе Салтане", "Про Красную Шапочку" - именно таких историй нам не хватает. И на это государству следует обратить особое внимание. Поймите правильно: картин про детей у нас более чем достаточно. На "Лiстападзе" у меня была возможность посмотреть шикарную драму "Шамбала" режиссера Артыкпая Суюндукова, но это не детский фильм, хотя он про ребенка. Такое кино нужно показывать с расчетом на взрослую аудиторию, чтобы зрители понимали те проблемы, которые озвучивает режиссер. А детям, особенно маленьким, рассказывать такой материал необходимо по-другому, на языке волшебства и сказок.

Николай Бурляев - о кинофестивале "Лiстапад", культуре без рынка и духовных скрепах

А почему, на ваш взгляд, такие сказки не снимают? Все кинопроизводители ушли в коммерцию и думают в первую очередь лишь о прибыли?

Елена Турова: Безусловно, это связано в том числе с коммерческими вопросами. Судите сами: билеты для детей всегда стоят дешевле, утренние сеансы в кинотеатрах не самые популярные, в такие фильмы опять же нельзя вставить рекламу… Нюансов много. Но тем не менее это вопрос, как мне кажется, государственной важности. Мы в ответе за наших детей. И если мы выпускаем книги сказок, то и фильмы по сказкам должны снимать. Иначе наши дети будут смотреть чужие фильмы. Так пусть лучше смотрят свое.

Не так давно при "Беларусьфильме" начала работать Студия молодежного кино, которую вы возглавили. А на "Лiстападзе" между тем прошел питчинг молодежных кинопроектов. Вы ведь были в составе экспертного совета?

Елена Турова: Да, и мне понравилась сама идея такого открытого смотра. Тем более победителям Министерство культуры предоставило возможность сделать за бюджетные средства свой первый фильм, короткий метр. И это уже, по сути, проба своих сил, серьезная попытка принять участие в настоящем взрослом проекте. А еще это наша оценка подрастающего поколения режиссеров и сценаристов, тех, кто придет нам на смену.

Вам лично какие-то из синопсисов, предложенных на питчинге, понравились?

Елена Турова: Больше всего заявок было подано на тему "Городская легенда". Несколько сюжетов-победителей, на мой взгляд, можно объединить в сказочный фильм-альманах для семейной аудитории. Интересная идея и у победителей в номинации "Мой родны кут" - фильм в неигровой форме о женщинах-таксистах. Также на питчинге концепцию своего фильма "Мне некого позвать на свои похороны" представил режиссер Студии молодежного кино Кирилл Халецкий, который в этом году получил распределение на "Беларусьфильм". Сейчас Кирилл планирует запуститься с дебютной комедией о жизни киношников. Продолжается работа и над сценарием победившей короткометражки "Мне некого позвать на свои похороны". Если она будет достойно сделана, то у картины есть неплохие фестивальные шансы. В любом случае я помогу Кириллу чем смогу. Это моя миссия как худрука Студии молодежного кино.

Российский режиссер Александр Кулямин второй год подряд уехал из Минска с главным призом "Лiстападзiка"

За всеми этими организационными хлопотами время на собственное творчество у вас остается? Над чем сейчас работаете?

Елена Турова: Продолжаю заниматься своим полнометражным фильмом "Песня Сирин", в основе которого лежат сюжеты древнеславянский мифологии. Думаю, кино будет интересно не только в Беларуси, но и в России, и в других славянских странах. Это семейное фэнтези о приключениях двух мальчишек, которые попадают в мир славянских мифологических существ.

Когда мы сможем увидеть картину?

Елена Турова: Это долгоиграющий проект, поэтому не ранее 2024 года. Уже подготовлены и разработаны персонажи, прорисована раскадровка. Мы сотрудничаем с компанией, которая готовит для нас мультипликацию - речь идет о 3D-анимации. Для киностудии это будет первый опыт работы в этой технике. Частично будет использована и техника компьютерной перекладки. Более того, художник-постановщик Татьяна Удовиченко создала невероятно красивых мифологических персонажей. И мы подумываем о том, чтобы выпустить дополнительную продукцию с этими картинками: возможно, календари, раскраски. Рисунки и правда потрясающие! И мне очень хочется, чтобы они существовали не только на экране, но и в книжках, которые приятно листать и рассматривать.

Беларусь