Во вторник вечером в одном из супермаркетов торговой сети Walmart в Чесапике (штат Вирджиния), переполненном посетителями в канун праздника, по меньшей мере 6 человек погибли и 5 получили ранения от пуль вооруженного мужчины. Как сообщили местные правоохранители, сам нападавший также скончался. Телеканал CNN утверждает, что он покончил с собой. По предварительной версии, убийца действовал в одиночку, возможные мотивы преступления выясняются. Предположительно злоумышленник ранее работал в этом супермаркете и открыл огонь по бывшим коллегам.
За три дня до этого в штате Колорадо произошел другой нашумевший на всю Америку инцидент. Злоумышленник открыл огонь из винтовки в ночном клубе для представителей сексуальных меньшинств. Жертвами стрельбы стали 5 человек, еще 18 числятся пострадавшими. Нападавшего остановил один из посетителей, вступив с ним в схватку.
Комментируя это преступление, президент Джо Байден сказал, что продолжит добиваться ужесточения контроля над огнестрельным оружием, в том числе запрета на продажу штурмового оружия. "Мы не можем и не должны терпеть ненависть", - заявили в Белом доме, призвав "бороться с эпидемией огнестрельного насилия".
Но эти трагические инциденты - очередное напоминание о том, что разобраться с давней и болезненной для США проблемой не могут ни демократы, ни республиканцы. Большинство СМИ и экспертов, описывая ситуацию в последние годы, также характеризуют ее как эпидемию вооруженного насилия. Активисты Gun Violence Archive, документирующие такого рода случаи, подсчитали, что в этом году в разных регионах США произошло более 600 случаев стрельбы с 4 и более пострадавшими. Два наиболее резонансных происшествия случились в мае. Сначала в Баффало (штат Нью-Йорк) вооруженный человек расстрелял 10 посетителей продуктового магазина. Спустя 10 дней в школе в Ювалде (штат Техас) бывший учащийся из винтовки убил 19 человек, по большей части - детей.
Две трагедии подряд все же привели к определенным сдвигам. Был принят закон об ужесточении контроля над оборотом оружия, который, по словам Байдена, стал "самым значимым за последние почти три десятилетия" в этой сфере.
Это действительно так, но столь высокую характеристику документу обеспечило только то, что в предыдущие десятилетия в этой сфере, несмотря на многочисленные трагедии, не делалось практически ничего. В остальном одобренный конгрессом и подписанный президентом США закон СМИ оценивали довольно скромно. В частности, он ужесточил проверку покупателей оружия в возрасте от 18 лет до 21 года, выделил деньги на программы безопасности в школах и призвал штаты запрещать владение огнестрелом тем гражданам, которых суд признает опасными для общества. Как резюмировал телеканал ABC News, хотя "закон, по оценкам экспертов, может спасти жизни, проблему массовых шутингов он не решит". Но никаких серьезных законопроектов о контроле над оборотом оружия сейчас в США не обсуждается.
И дело не только в проделках оружейного лобби, которое всеми силами топит ограничения на оборот оружия. Американское общество также разделено по этому вопросу примерно пополам, из-за чего принятие решительных мер на федеральном уровне выглядит крайне маловероятным вне зависимости от того, находится ли в Белом доме демократ или республиканец.
Прогрессивная часть Америки требует закручивать гайки, указывая, что в других развитых странах, где нет свободного оборота оружия, нет и таких проблем с огнестрельным насилием. Но консервативные американцы горой стоят за Вторую поправку к Конституции США, которая гарантирует право граждан на оружие. По их логике, плохого парня с оружием остановит только хороший парень с оружием. Консерваторы уверены, что запреты нарушат конституционные права законопослушных граждан, но не решат проблемы.