Жители города стали свидетелями события, аналогов которому не было до этого ни в нашей стране, ни даже в мире. Огромный стометровый корабль массой 2,5 тысячи тонн установили на специальное инженерное устройство и прокатили прямо мимо окон жилых домов. Его новым домом стал Музей военно-морской славы в туристско-рекреационном кластере "Остров фортов".
Еще два года назад, когда проект переноса "Ленинского комсомола" в сухопутную локацию только рождался, многие считали эту идею слишком фантастичной. Для сомнений были основания: в стране не было опыта перемещений кораблей такого размера. Для организации сухопутного пути длиной в 4,5 километра пришлось даже вносить изменения в дорожную сеть города. Вдоль маршрута убрали все, что могло помешать ее проходу, - дорожные знаки, опоры освещения. Коммунальщикам пришлось демонтировать небольшой фрагмент теплосети, вырубить несколько деревьев и продолжить дорожное полотно к зданию музейного комплекса, где предполагалось установить К-3.
Но даже при таких сложных инженерно-логистических решениях атомоход пришлось перевозить частями. С помощью гидравлической станции и алмазного каната, специально приспособленного для резки металла, корпус субмарины распилили пополам. Первой в путь по городу отправилась 50-метровая корма судна. Огромная махина, медленно двигающаяся по улицам города, которые внезапно стали очень тесными и как будто игрушечными, произвела на всех неизгладимое впечатление.
- Она такая большущая, - восторгается размерами субмарины Константин Сенченко, один из зрителей. - Рядом с ней чувствуешь себя маленькой песчинкой.
- Уникальное зрелище, - согласна с ним Любовь Калашникова. - Нам очень повезло увидеть это вживую!
С полуночи до рассвета корма успела пройти только часть маршрута, и на дневное время ее движение было приостановлено. До своего нового места - опорной платформы в музее - первая часть добралась лишь следующей ночью. Транспортировка второй части оказалась быстрее. С ней управились за один перегон.
Легендарная К-3 "Ленинский комсомол", кроме того что сама по себе стала родоначальницей атомного мореплавания, за свою жизнь часто становилась первой и во многих других направлениях. Например, летом 1962 года впервые в истории отечественного ВМФ подлодка совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды прошла точку Северного полюса. Она первой в мире пробила льды и всплыла в тех широтах. Как вспоминают очевидцы, во многом это было сродни первому выходу человека в космос.
В наши дни она снова оказалась первой, проделав уникальный путь по суше и попав в отечественную историю инженерно-логистического дела.
-?Я специально поехала, чтобы посмотреть на легенду, - пишет в соцсетях Надежда Коврегина о перемещении подлодки по Кронштадту. - Да уж, мощь невероятная! Огромная легендарная красавица, боевая труженица с огромной историей заслуживает почетного места среди нас и вечной памяти отважных моряков-подводников.
У организаторов уже есть понимание содержания и оформления будущих экспозиций в каждом из залов - с применением оригинальных иммерсивных и интерактивных решений, цифровых инноваций, симуляторов, арт-инсталляций. Главная цель - сделать музей интересным для каждого посетителя независимо от возраста, профессионального опыта и знаний. А уж легендарная подлодка, безусловно, любого сможет увлечь историей. Ведь это не макет. В ней из каждой стенки, от каждой ступеньки веет героической историей.
Основная часть атомохода - реакторный отсек, определяющий его главную рабочую ценность - была демонтирована и утилизирована раньше, еще до того как К-3 отправилась из Снежногорска Мурманской области в Кронштадт. Поэтому к моменту передислоцирования в Кронштадт подлодка уже не представляла никакой радиационной опасности.