Понятно, откуда эта сомнительная идея взялась. Мировая авиация пережила тяжелейший кризис из-за пандемии, еще недавно 90 процентов самолетов стояли на земле. Перевозки восстанавливаются, но непросто, до пикового уровня доходов еще далеко. Соответственно, появился и дефицит пилотов. А сокращение экипажа позволяет и расходы снизить, и с дефицитом кадров справиться.
Пока полеты с одним пилотом на больших самолетах не разрешены. По действующим международным правилам безопасности в кабине всегда должно находиться не менее двух человек. Если кабину покидает один из летчиков, туда должен зайти стюард.
Профессионалы говорят, что правила в авиации, как и уставы в армии, пишутся кровью. И это действительно так. "Правило двух" ужесточили в 2015 году после трагедии A320 немецкой компании Germanwings. Помните? Капитан вышел в туалет, а второй пилот запер дверь и направил самолет в гору. Тогда погибли все 144 пассажира и шесть членов экипажа…
Тем не менее, авиастроители в перспективе не исключают использования одного пилота. Причем рассматриваются два варианта - как кабина для одного летчика, так и автономная кабина с минимальным участием человека. В первом случае пилот будет управлять самолетом, как и раньше, только в одиночку, во втором - будет вмешиваться в управление по необходимости.
Но мы знаем: даже самая совершенная электроника может отказать, взбунтоваться. А как быть с критическими этапами полета: взлетом и посадкой? Как будет справляться с высокой рабочей нагрузкой один пилот при возникновении нештатной или аварийной ситуации, когда счет идет буквально на секунды? И что произойдет, если он вдруг станет "нетрудоспособным", а рядом никого не окажется?
В жизнеспособности идеи экипажа с одним пилотом заставляют усомниться и трагедии минувшей недели: за сутки сразу в двух западных авиакомпаниях скончались летчики. Так, в американской региональной Envoy Air ("дочка" American Airlines) капитан потерял сознание сразу после взлета из Чикаго. Самолет срочно развернули. Спасти пилота пытались в воздухе, потом врачи на земле. Увы. И в этот же день сердечный приступ случился у пилота A321 бахрейнской Gulf Air - во время рейса из Бахрейна в Париж. Airbus тоже совершил вынужденную посадку. Но пилот умер.
Кстати, неделей раньше, на маршруте из Торонто в Калгари стало плохо пилоту Boeing 737-700 авиакомпании Westjet. Хорошо, что этим рейсом пассажиром летел еще один пилот компании. Он заменил заболевшего коллегу.
Да, потеря сознания или смерть члена экипажа происходят исключительно редко. Но они происходят. А, значит, являются прямой угрозой безопасности тех, кто находится в самолете и, потенциально, тех, кто находится на земле. И забывать об этом нельзя!
По прогнозам, один пилот в экипаже может появиться не раньше 2030-х годов. Как говорится, в долгосрочной перспективе. Главное, чтобы горячие головы не упускали вот эти два слова - "в долгосрочной перспективе". Они ключевые.