Человека, который не стесняется в эмоциях, зовут Габриэль, он уверяет, что ездит по галереям Европы, фотографирует искусство, "даже в подвалы Лувра пробрался". Просто, говорит, хобби такое, сам же работает начальником охраны одного из московских ресторанов. "Сфоткай меня, а?" - Габриэль протягивает мне андроид и попутно признается: на самом деле пришел на выставку Андрияки после того, как увидел в соцсетях фото с открытия - там были гигантские очереди, а они притягивают.
Сотрудники Академии акварели Сергея Андрияки до сих пор подсчитывают, сколько людей пришло на первый день выставки, приуроченной к 10-летию вуза. По оценкам организаторов, было до 15 тыс. человек. "Нам досталось от руководства Третьяковки, потому что не хватало мест в гардеробе, доходило до скандала, - рассказывают мне полушепотом, - вся Москва была тут. Как на Серове!"
- А что вдруг так взбудоражило Москву? - спрашиваю у Сергея Андрияки, который за несколько секунд до нашего разговора признался кому-то по телефону, что он из-за выставки даже забыл свое имя - дело хлопотное.
- С одной стороны, здесь собрано лучшее, что создали преподаватели и ученики нашей академии и школы, - объясняет художник, - с другой - хотелось в это трудное время сказать людям: "Ребята, жизнь-то прекрасна сама по себе, давайте все-таки жить".
Те, кто пришел на открытие выставки, запустили сарафанное радио. На третий день экспозиции, когда в гардеробе тоже было не протолкнуться, я познакомился с Ириной, ее в свое время в академию не взяли: "Видимо, уровень мой не понравился". Но художницей она все же стала, даже преподает. И на Андрияку не в обиде - он для нее классик в том смысле, что не предает русскую классическую школу. А еще Ирина волонтерит, как, кстати, многие из участников выставки.
"Да, у нас много здесь полотен на духовные темы, много классических пейзажей, исторических тем, чего уже не встретишь у нынешних художников - а что в этом странного? - Мы продолжаем вместе с Андриякой искать ответ на вопрос, что заставило Москву бросить все и прийти "на традицию". - Меня часто спрашивают, почему современные художники кучу мусора превращают в произведение искусства? Да потому что в обществе потеряно представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А оно рождается, когда человек обращается к своим истокам, к духовному, а не материальному".
Признаюсь, первые шаги на выставке лично мне давались с трудом - из кипящей Москвы, из своего мелькающего и вибрирующего гаджета я попал в залы, наполненные образами Святой Руси: монастыри, монахи, поля, дубы, старые города, свет в глазах и отсветы на куполах. Так не только на полотнах самого Андрияки, которым отдано немало залов. Вот, например, "Морозное небо Москвы" преподавателя академии Валерия Страхова - такую Москву в рамке смартфона не увидишь. А вот девушка с ноутбуком в залитой рассветным солнцем комнате - работа другого преподавателя, Александра Щемелинского. Полотно написано темперой и называется просто "Катя", но глаз отвести невозможно.
"Все просто, - сдается Сергей Андрияка и раскрывает главный секрет, которым можно объяснить успех и его школы, и этой выставки, - мы останавливаем людей, заставляем их всматриваться и открывать ту красоту, которая от них была скрыта".
Но одно дело остановить людей старшего поколения, другое - молодежь. Я долго всматривался в полотна студентов академии - им отданы самые большие залы Новой Третьяковки, - и все пытался понять, почему и они не пошли по следам современного искусства, почему академичность им оказалась ближе той смеси импрессионизма с комиксом, которой увлечены их сверстники?
Выставка продлится до 25 декабря.
Сергей Андрияка
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, родился в Москве, обучался под руководством своего отца, заслуженного художника РСФСР Николая Ивановича Андрияки (1905-1977). В 1976 году окончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова. Известен в мире как один из главных мастеров академической живописи акварелью. Продолжает традиции своих знаменитых предшественников - Врубеля, Левитана, Саврасова, Брюллова. В 1999 году основал Школу акварели, в 2002-м - академию. В экспозицию, открывшуюся в Новой Третьяковке, вошло 3 тыс. экспонатов, выполненных в различных техниках.