06.12.2022 10:29
Воронеж

Что делать производителям в условиях закрытого "окна в Европу"?

Текст:  Владимир Петюшин (эксперт, владелец производственных компаний)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №275 (8923)
Ситуация на российском рынке производителей пластиковых окон сейчас далека от стабильной. Главным элементом сегмента "оконных систем" являются оконные компании, которые занимаются непосредственно производством окон и их реализацией через различные каналы сбыта. Практически все эти компании используют в своей работе три типа комплектующих: ПВХ-профиль, стеклопакеты и фурнитуру. И по всем этим трем позициям у производителей в результате санкций возникли сложности.
Читать на сайте RG.RU

В пятый пакет санкций ЕС, введенный в апреле 2022 года, попали стекло, поливинилхлорид и его сополимеры, краски и сырье для них, профили для оконных конструкций, уплотнители и сырье для их производства и высокотехнологичное оборудование. Кроме того, в пятом пакете был введен прямой запрет на ввоз в Россию готовой продукции из ПВХ.

Российские компании импортировали разные типы продукции для производства окон: это ПВХ, аддитивы (добавки) для производства ПВХ и самого оконного профиля, фурнитура, комплектующие для монтажа окон. После введения санкций все эти поставки были полностью прекращены, а компании - производители окон, столкнулись со сложной ситуацией. Для полноценного функционирования им необходимо развивать собственные технологии, основываясь только на отечественных комплектующих и сырье или налаживать поставки из дружественных стран. Это создает серьезные трудности, поскольку быстро сменить поставщиков не так уж просто, а на некоторые позиции аналогичной замены найти невозможно.

Этот же пакет санкций ввел запрет на заход в европейские порты российских судов и ограничил автомобильные грузоперевозки, нарушив логистические цепочки.

Ситуация усложнилась еще и тем, что многие крупные оконные компании в начале года ушли из России. Оконная индустрия была очень тесно связана с европейскими партнерами, и в частности - с Германией. Например, REHAU занимал порядка 20 процентов объема рынка, и довольно большое количество оконных заводов использовали эту профильную систему. Уход зарубежных компаний вызвал проблемы у отдельных производителей, поскольку они перестали получать необходимые комплектующие.

Драйверами рынка могут стать те производители окон, которые разрабатывают и внедряют собственные технологии производства

Например, в производстве ПВХ-профиля, которое хотя и было локализовано в России почти на 95 процентов, многие компании являются "дочками" европейских производителей. А те, в свою очередь, прекратили отгрузку в их адрес практически всех технологичных артикулов.

Но в то же время данная ситуация стала стимулом к активному развитию российских производителей, и компания Melke, например, приросла на 18 процентов к прошлому году.

Как бывший военный нашел свою нишу на рынке

Прекратили поставки и многие производители оконной фурнитуры. Например, украинская AXOR, закрывавшая большой объем потребностей рынка по понятным причинам прекратила сотрудничество, чем вынудила своих российских партнеров искать новых поставщиков, тем самым нарастив доли рынка Siegenia и Roto. Многие производители активно ищут партнеров в Китае и других дружественных странах.

При этом нужно учитывать, что рыночная конъюнктура стремительно меняется. Покупатель смотрит в сторону максимальной эффективности своих вложений, соотношение "цена - качество" в нынешней ситуации является определяющим, и у тех, кто придет на рынок с низкопробными изделиями, просто не будет шансов выжить.

В такой ситуации технологическими драйверами рынка могут стать только те производители окон, которые, во-первых, не зависят от европейских компаний, а во-вторых, разрабатывают и внедряют собственные технологии производства. На сегодня в России существует один из самых высоких стандартов качества, практически полностью соответствующий европейскому, так что покупателю есть из чего выбрать.

Воронеж