06.12.2022 18:00
Культура

Оперу Бартока "Замок Синяя Борода" поставили в Перми

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №278 (8926)
Статус мировой премьеры оперы, написанной более ста лет назад, новой постановке обеспечило оригинальное решение - белорусский композитор Валерий Воронов написал для спектакля пролог и эпилог.
Читать на сайте RG.RU
Оперу Бартока "Замок Синяя Борода" поставили в Перми

Дописывать оперу, давно числящуюся классикой ХХ века, пришлось ради того, чтобы не разрушать зрительских представлений о том, что полноценный театральный выход должен занимать весь вечер, а не его часть. Бела Барток на заре своей карьеры в первый раз (и, как оказалось, единственный), обратившись к жанру оперы, меньше всего думал о продолжительности спектакля. И его "Замок герцога Синяя Борода", лишь в самых общих чертах следующий сказке Жюля Перро, длится меньше часа. Поэтому постановщики, заинтересованные оперой Бартока, обречены искать довески к ней - симфонические произведения композитора или его балеты, а чаще - одноактные оперы других авторов. Пермский театр оперы и балета, исторически умевший работать с новой музыкой, продолжает поддерживать эту традицию. Для "Замка герцога Синяя Борода" он заказал пролог и эпилог Валерию Воронову.

Непрофессиональное ухо не распознает в его работе мотивов, мелодий, тем более прямых цитат первоисточника. Но ток музыки, ее клокочущая фактура провоцируют услышать в ней Бартока "неопубликованного" - и в то же время аккуратно переведенного через столетие, прожившего его катаклизмы. В этом неоценимую помощь опере оказывает дирижер Федор Леднев. Благодаря ему музыка с ее богатейшей фактурой, открытым драматизмом, эффектнейшими взлетами и затуханиями становится главным действующим лицом спектакля. Это подчеркнуло и сценическое решение Евгении Сафоновой, в котором оркестр вынесен из скромной оркестровой ямы старинного театра. Он поднят на уровень партера, в котором убраны первые ряды кресел.

Сафонова, режиссер-резидент БДТ, выпустившая там "Аустерлиц" и "Бесчестье", а также "Медею" в Театре имени Ленсовета, стала, вероятно, самым значительным открытием драматической сцены последних сезонов. Опера Бартока и Воронова - ее дебют в музыкальном театре. Но никаких следов неуверенности или самоуверенности, которыми драматические режиссеры порой травмируют музыкальный театр, в работе Сафоновой не ощущается. "Замок герцога Синяя Борода" она поселила в скошенной коробке, напоминающей развернутый под углом киноэкран. Вездесущая сегодня видеопроекция, выполненная Алиной Тихоновой, Илоной Бородиной и Михаилом Ивановым, становится естественной частью этого мира. Именно там, на экране, существуют заброшенный замок, комнаты за закрытыми дверями, запертые жены - все существует иллюзорно, осколочно, словно собранные в случайном порядке снимки ленты соцсетей.

И только кровавая плоть сохраняет на экране физиологическую конкретность. Герцог в инвалидном кресле, лицо которого закрывает маска, и тоже почти неподвижная Юдит, стремящаяся несмотря ни на что проникнуть в его жизнь, - на сцене. Несмотря на декларативную статичность певцов, пластика скованного тела красноречива сама по себе. Настолько, что постановку можно было бы принять за спектакль современного танца, если бы не вокальная выразительность исполнителей.

В Екатеринбурге поставили оперу Чайковского "Черевички"

Гарри Агаджанян в роли Герцога занят в обоих премьерных спектаклях, именно его участие подчеркивает, как различаются спектакли в зависимости от того, кто становится его Юдит - Наталья Ляскова или Наталья Буклага. Подвижный, легкий голос Лясковой передает импульсивность, нервную порывистость, ежеминутно меняющиеся состояния Юдит. Дуэт с Натальей Буклагой оказывается более драматичным, сосредоточенным на внутренних переживаниях героях. Но для обоих спектакль Сафоновой создает условия погрузиться в музыку Бартока и услышать в ней не только мощь, страхи и угрозы, но и способность им противостоять, стойкость уязвимости, нежность.

Справка "РГ"

Кульминацией нынешнего сезона в Перми обещает стать июньская премьера "Летучего голландца" Вагнера. Постановка вновь объединит режиссера Константина Богомолова и дирижера Филиппа Чижевского, авторов нашумевшей "Кармен".

Музыкальный театр Пермь