На установку стационарных комплексов, в народе именуемых рамками, предусмотренных нацпроектом "Безопасные качественные дороги", было выделено 36,6 миллиарда рублей, что свидетельствует о масштабах программы. Однако у перевозчиков набралось к ним немало претензий. Например, в Челябинской области не раз отмечали, что оснащенные датчиками рамки настроены с минимальной погрешностью - в пределах 0,5, 0,035 и 0,035 метра соответственно по длине, ширине и высоте транспортных средств, хотя нормативные акты разрешали более либеральный подход (0,6, 0,1 и 0,06 метра). Проявленная в регионе строгость привела лишь к тому, что нарушения здесь стали фиксировать массово - едва ли не у всех.
Предприниматели пытались доказывать, что винить их особо не в чем, ибо законы физики нормативными актами не изменить. Дело в том, что перевозки на трассах осуществляются в основном большегрузами, у которых кузов накрыт тентом. На скорости встречный поток воздуха надувает его, как парус, образуя воздушные пузыри, в результате машины перестают вписываться в размерные нормативы (а рамка замеряет габариты машины именно в движении). Кроме того, случалось, подводила перевозчиков и разъезженная дорожная колея: автоматика фиксирует нарушения и тогда, когда грузовик вдруг виляет перед рамкой (к слову, по правилам колеи перед пунктом контроля быть вообще не должно).
В итоге региональная прокуратура подсчитала, что только за первую половину сентября прошлого года, когда пункты весогабаритного контроля заработали, ГИБДД вынесла около 1800 постановлений, и в 80 процентах случаев фиксировались расхождения по высоте и ширине транспортного средства всего на один-два сантиметра.
Эта обидная несправедливость заставила коммерсантов активнее искать заступничества, в частности, несколько десятков обращений поступило уполномоченному по защите прав предпринимателей Челябинской области. Ведь штраф-то солидный - 150 тысяч рублей за одно нарушение. У некоторых компаний сумма превысила миллион, а общий объем возможных к предъявлению санкций на Южном Урале, по оценке экспертов, на тот момент приблизился к двум миллиардам рублей, что грозило банкротством многим частникам.
Впрочем, в итоге дело, когда оно получило большой резонанс, закончилось компромиссом: работа рамок в Челябинской области была переведена в тестовый режим, начислять штрафы прекратили. Тем не менее бизнес ждал окончательного разрешения ситуации. Как рассказали "РГ" в аппарате бизнес-омбудсмена, вопрос постарались уладить при поддержке депутатов Госдумы. Законодательная инициатива коснулась либерализации норм, расширения допустимых габаритных пределов, введенных для грузовиков. По аналогии с нештрафуемым порогом за превышение водителями скорости предполагается подобная отсечка и в отношении габаритов большегрузов. Если превышение - в допустимом интервале, перевозчиков не будут наказывать рублем. В пояснительной записке, обосновывающей этот принцип, депутаты ссылаются на постановление Конституционного суда, который в 2019 году указал: санкции должны учитывать причины и условия нарушений, "гарантируя адекватность порождаемых последствий".
Законопроект, надеются правозащитники, будет доработан и готов ко второму чтению в течение месяца.
Александр Гончаров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области:
- Проблема некорректной работы комплексов весогабаритного контроля могла нанести серьезный ущерб грузоперевозкам, что в условиях действующих беспрецедентных санкций в отношении России имело бы крайне негативный эффект. Но совместными усилиями мы уберем отрицательный фактор для деятельности российского бизнеса.