Ресурс инноваций
По данным Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, большинство российских студентов хотело бы открыть собственный бизнес, но далеко не у всех это получается. Выявить ребят с предпринимательской жилкой и дать им необходимые знания и навыки, а также помочь запустить дело как раз и призван новый проект.
Вообще-то взращивать стартапы вузы пытаются уже на протяжении десятка лет, организуя акселераторы, собирая команды и подавая заявки на гранты. К примеру, в Уральском федеральном университете система поддержки налажена давно, но теперь она впервые получит инвестиционные ресурсы.
- Задача федерального проекта - создание и вывод компаний на рынок, их капитализация и последующая продажа. Кроме того, студия формируется на ограниченный срок: к 2031 году она должна реализовать активы 61 предприятия из инновационно-технологического сектора, - отмечает первый проректор УрФУ Сергей Кортов. - Это один из способов превратить результаты научных исследований в технологии и работающий бизнес.
Инвестиции в стартап-студию включают средства Фонда инфраструктурных и образовательных программ, регионального бюджета и частников. Как говорят в УрФУ, где заработает первая в регионе стартап-студия, общая сумма до 2030 года может составить 400 миллионов рублей. До 90 процентов инвестиций, причем возвратных, пойдут на развитие стартапов, качество которых оценит инвесткомитет.
- Я с первого курса мечтал стать технологическим предпринимателем и участвовал в мероприятиях Инновационной инфраструктуры УрФУ. Мне удалось решить проблему производителей: найти технологию более длительного хранения продуктов питания без потери их полезных качеств. Я предложил использовать холодную плазму для обработки продукции, в том числе охлажденного мяса, - рассказывает магистрант Александр Тимофеев.
В этом году он защитил свой стартап как диплом и завершил акселератор вуза, что как раз предполагает начальную подготовку будущих резидентов стартап-студий. Это позволило Александру подать заявку на грант и выиграть три миллиона рублей от Фонда содействия инновациям. Сейчас разработчик проводит НИОКР и эксперименты с целью коммерциализации продукта - программно-аппаратного комплекса для стерилизации мяса.
Инкубатор технологий
В Югорском госуниверситете для поддержки инноваций существует бизнес-инкубатор, где преподают действующие коммерсанты. В частности, с 2017 года вуз проводит обучение бизнес-планированию, стартап-экономике и цифровому маркетингу. Нынче в ЮГУ запускают "Предпринимательскую Точку кипения" и акселератор в рамках госпрограммы развития технологического предпринимательства.
- Наши студенты могут пройти пробы по трем траекториям развития - предпринимательской, технологической и исследовательской. То есть освоить базовый уровень компетенций в бизнесе. В частности, пятый год подряд студенческие команды демонстрируют проекты различным фондам и индустриальным партнерам, - поясняет директор института академического дизайна ЮГУ Татьяна Грошева.
По словам студентки Екатерины Косеньковой, университет дал ей прежде всего опытных наставников. На третьем курсе она открыла репетиторский центр, который работает до сих пор, но уже под другим руководством - девушка его продала. А теперь готовит к запуску собственное производство одежды для животных и претендует на грант правительства Югры для предпринимателей до 25 лет (они могут получить 100-500 тысяч рублей).
- Я придумала этот проект исходя из личного запроса: у меня есть собака и она мерзнет в холодную погоду, а полноценных производств одежды для питомцев в нашем регионе нет. Средства гранта нужны на покупку оборудования и мебели. Пока я вложила около 50 тысяч рублей. Первую партию продукции мы планируем выпустить в феврале, - делится планами Екатерина.
Однако не все студенты готовы быть предпринимателями, считает руководитель акселерационной программы ЮГУ Александр Выходцев, и говорить о массовом выводе их проектов на рынок рано. По его мнению, инструментов поддержки стартапов хватает, но вузовских проектов такого рода недостаточно - формировать технологическое мышление нужно со школы.
- Бизнесменами становятся около десяти студентов и выпускников в год - это хороший показатель, - считает руководитель бизнес-инкубатора Уральского государственного горного университета Николай Новиков. - Мы помогаем им найти узкие места в разработке и оформить коммерческую идею. Но среди грантополучателей до второго этапа - заявки на очередной конкурс - доходит не более пяти процентов. Ведь помимо проекта им нужно вести отчетность.
Масштабировать бизнес
Рецепт успешного студенческого бизнеса таков: нужно быть упорным и пройти несколько этапов развития стартапа. Сначала тестировать гипотезы, затем запустить пилот, но не менее важно его продвижение для привлечения инвесторов. Например, сооснователь IT-платформы Игнат Галанин, который с напарником Степаном Ростовцевым защитил стартап как диплом в Уральском институте управления РАНХиГС, не спешит сразу покорять рынок. Пока он ведет переговоры с крупной компанией, заинтересованной в их цифровом финансовом продукте, и набирается опыта.
-Работая в банковской среде, я вижу, что многие клиенты обращаются за кредитом на развитие бизнеса. Мы придумали инструмент, который поможет МСБ взять заемные средства на реализацию своих проектов и просчитать их экономику, - раскрывает идею Игнат, который сейчас обучается в магистратуре УрФУ. - Но, чтобы превратить этот замысел в бизнес, нужно тщательно изучить нишу и подготовить прототип.
К слову, в УИУ РАНХиГС есть команда социальных предпринимателей "Атмосфера" и проектный офис, которые в рамках внеучебной деятельности занимаются развитием молодежных стартапов уже более пяти лет. Свой опыт организаторы-энтузиасты использовали при создании региональной стартап-студии и молодежного бизнес-инкубатора "ГАРАЖ". Речь идет об обучении предпринимательству школьников и студентов и сопровождении стартапов на разных стадиях. Этот проект поддержан на федеральном уровне - Агентством стратегических инициатив в рамках конкурса проектов "Сильные идеи для нового времени".
По подсчетам лидера студии и ментора с многолетним опытом в бизнесе Дмитрия Масленникова, в целом не более десяти процентов студентов участвует в бизнес-начинаниях.
- Ряд проектов, которые мы сопровождаем, вышли на стадию прототипа, получения инвестиций и пилотирования в регионах. Так, тестируется мобильный сервис для людей с инвалидностью "Город без границ". Финансирование на развитие проекта было получено через участие в грантовом конкурсе и питч-сессиях с инвесторами. Кстати, внутри РАНХиГС около 40 проектов наших ребят сейчас проходят акселератор платформы Национальной технологической инициативы, - добавляет эксперт.
Если говорить о создаваемых сейчас федеральных стартап-студиях, они станут не только платформами для реализации студенческих бизнес-проектов, но и каналами коммерциализации интеллектуальной собственности университетов, в том числе полученных ими патентов на изобретения. Вуз имеет 25-процентную долю в уставном капитале студии и право на дивиденды. Например, в УрФУ за 10 лет планируют заработать на деятельности стартап-площадки до 200 миллионов рублей.