Здесь же поисковики обнаружили личные вещи и несколько солдатских медальонов. По ним установили имена четырех красноармейцев. Среди них - лейтенант танкист Михаил Грибин.
Его останки обнаружил в поле у деревни Поповка заместитель командира поисковой группы "Наследие" из Славгорода Александр Халеев:
"Вооружились картой военной немецкой аэрофотосъемки, рассказами очевидцев, рамкой-металлоискателем, которую я сделал своими руками. На поле, что перепахано уже много раз, отыскали место, где в 1941-м были траншеи. Обнаружили останки нескольких бойцов. При одном была расческа с надписью: "На память Грибину от Азарова", монеты и полуистлевшие документы".
Находки передали племянникам убитого, приехавшим из России.
- Когда нашей двоюродной сестре Ларисе, живущей в Волгограде, поисковик из Могилевского клуба "Виккру" Павел Кончиков сообщил, что в Беларуси найдены останки дяди Миши, не могли поверить в чудо. Мы все эти годы искали сведения о нем: в военкоматах, музеях, на специальных сайтах. Я лично на передачу "Жди меня" обращался. Все тщетно, - рассказывает племянник Михаила Кузьмича Виктор Грибин из Санкт-Петербурга. - Все, что мы знали о нем: уроженец села Малые Дербеты Калмыцкой АССР, до войны окончил Сталинградский техникум народного хозяйства и 2-е Саратовское танковое училище. Мой отец Павел Кузьмич, которому сейчас 88 лет, рассказал, что в мае 1941 года выпускников танкового училища отправили в Харьков, откуда Миша прислал домой несколько писем. Последнюю весточку родители получили от старшего сына (в семье было пятеро детей) уже с фронта - летом 1941-го. Судя по штемпелю на конверте - из Беларуси. Следом пришло уведомление, что он пропал без вести…
Ларису Грибину виккровец из Могилева разыскал через оставленный ею на поисковом сайте запрос. Приехать в Беларусь она не смогла - ухаживает за отцом: родному брату погибшего танкиста Николаю Кузьмичу в декабре исполнится 92 года. Но из Волгограда в Славгород приехала вторая племянница Михаила Грибина - Ольга Алифиренко:
- Этого известия семья ждала 81 год! Конечно, я сразу собралась в путь. Он неблизкий: от Волгограда до Питера около 1700 километров - на самолете, оттуда около 800 километров с Виктором добирались поездом до Могилева. Последние 70 километров до Славгорода - на машине Павла Кончикова, который встретил нас на вокзале в областном центре. Он же отвез на поле, где погиб дядя Миша. Эмоции непередаваемые: пробрало до мурашек, плакали…
До слез растрогались, увидев фото танкиста Грибина, и девчата-поисковики из Беларуси: "Такой молодой, красивый, ему бы жить да жить, семьей обзавестись, детишками"... Но жизнь командира взвода 100-го танкового полка в самом начале войны - 4 августа 1941 года - оборвала вражеская пуля. Было ему всего 20 лет. И таких, как он, вчерашних выпускников танкового училища, на Славгородчине полегло немало.
На семейном совете родные Грибина решили: герой должен упокоиться в братской могиле на земле, за которую пролил кровь. Останки красноармейца Александра Ефимова 1913 года рождения, уроженца села Малогасвицкое Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области, личность которого установили по медальону, представители поискового движения России передали его близким - на родину. Остальных поднятых в ходе "Сожского рубежа-2022" бойцов с почестями перезахоронили в братских могилах в Славгороде, агрогородках Гиженка, Ректа, деревне Усохи.
На память о Михаиле Грибине близкие увезли из Беларуси горстку земли:
- От всей нашей семьи выражаем огромную благодарность поисковикам. Желаем новых успехов в такой нужной работе: еще очень многих ждут с фронта домой…
- Для россиян очень важно, что братья-белорусы свято чтут память наших общих героев. Наши народы всегда были и будут едины, мы никому не дадим очернить память тех, кто приближал Победу. Низкий вам поклон за ваш труд по сохранению исторической памяти и патриотическую работу, которую ведете, - сказал глава представительства Нижегородской области в Беларуси Андрей Дудкин.