Технологическое развитие предполагает не только активное участие в решении актуальных индустриальных задач, но и комплексное развитие исследовательских навыков. Ведь технологические прорывы неразрывно связаны с наукой, отмечает в разговоре с "РГ" гендиректор Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга Сергей Салкуцан. Большой потенциал в этом направлении имеет формат blue sky research - это устойчивое выражение, обозначающее исследование в областях, где реальная выгода не очевидна сразу.
"Подход blue sky позволяет подготовить новое поколение выпускников, имеющих комплексное представление о полном цикле исследования - от постановки задач и разработки гипотезы до подбора команды, поиска перспектив развития технологии и вывода продукта на рынок. Чем больше инициативных исследований проводится, тем выше шансы выйти на неожиданное решение, о котором еще никто не думал, но которое востребовано бизнесом", - отмечает Салкуцан.
Новые программы обучения также ориентируются на списки "профессий будущего", рассказывает Наталия Матющенко, проректор по образовательной деятельности Академии инжиниринга нефтяных и газовых месторождений. Есть даже понятие "бирюзовые компании" - это организации будущего, которые подбирают в сотрудники не просто профессионалов, но инициативных предпринимателей. "Под человека с определенным набором знаний и навыков специально создается рабочее место", - говорит эксперт.
Важным для развития национальной экономики будет осознанная, междисциплинарная компетенция подобных специалистов на стыке нескольких наук. "Вероятна ориентация на междисциплинарность на уровне проектирования всей системы. Перспективен переход от передачи знаний к формированию критического и системного мышления для работы в условиях избыточной информации. Также будет снижаться бюрократизация образования", - рассказал "РГ" директор Института психолого-экономических исследований Александр Неверов.
Появление новых образовательных структур стоит ожидать в рамках взаимодействия образования и бизнеса. И одним из ключевых будет развитие инфраструктуры вокруг проектного обучения, которое сокращает разрыв между образовательными программами и актуальным запросом индустрии. "Масштаб сотрудничества и глубина интеграции бизнеса и вузов должны стать принципиально новыми. Сегодня в НИОКР вовлечены десятки студентов одного университета. В то время, как их там обучаются тысячи. Чтобы выйти на масштабные показатели, нужно создать соответствующую инфраструктуру", - говорит Сергей Салкуцан.
По его мнению, бизнес должен дать достаточное количество актуальных задач, вокруг которых будут формироваться обучающие программы. Один из механизмов - запуск инженерных школ. "Передовые инженерные школы" (ПИШ) - это федеральный проект, созданный на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных правительством.
Летом завершился конкурсный отбор. Победителями стали 30 вузов из 15 регионов. На финансирование ПИШ до 2030 года будет направлено 90 миллиардов рублей. Минобрнауки поручило вузам, на базе которых действуют ПИШ, до конца этого года распределить гранты для 200 лучших студентов "технологической магистратуры" на прохождение внеучебных практик и стажировок. Размер каждого конкретного гранта определят при участии индустриального партнера.
"Гибкую образовательную траекторию сегодня невозможно создать без участия наставника или трекера, а таких людей мало. Поэтому развитие получат специальные платформы для навигации, чтобы идти не только от интереса студента, но и от необходимых навыков и знаний. А также развитие сетевых образовательных структур, чтобы растить кадровый потенциал в регионах", - отметил Сергей Салкуцан.
Планируется, что до 2030 года в рамках федерального проекта "ПИШ" 40 тысяч выпускников придут работать в высокотехнологичные компании. В 2022 году по новым образовательным программам в 30 вузов - участников проекта в 15 регионах пришли учиться более 460 бакалавров и 1050 магистров. До 2024 года должны быть разработаны 100 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров. Финансирование до 2024 года составит 33 миллиарда рублей, что позволит ПИШ уже через два года подготовить первые 2,5 тысячи высококвалифицированных специалистов.
Мастерство специалистов будущего должно быть связано с автоматизацией процессов и развитием цифровых сервисов. К новым элементам структуры профобразования относятся "цифровые кафедры", которые должны расширить компетенции специалистов разных сфер деятельности в области ИТ. Такие специалисты будут востребованы в любой отрасли, поскольку профессиональные навыки в сочетании с "цифровой" грамотностью обеспечат эффективную работу и постоянное развитие бизнес-процессов, говорит Наталия Матющенко. Сотрудники, одновременно понимающие предметную область и умеющие программировать, обладают дополнительной ценностью для работодателей.
Цифровизация затронет и сам образовательный процесс. Обучение с применением технологий виртуальной реальности будет применяться во всех уровнях. "С помощью VR, AR, MR тренажеров можно моделировать любую ситуацию или объект, формируя разные навыки нужной направленности в безопасной обстановке и с минимальными расходами", - добавляет Наталия Матющенко.
С развитием ИИ прогнозируется кардинальное изменение системы образования. В будущем учебных заведений в виде зданий и штата преподавателей не будет - многое заменит виртуальная образовательная платформа, а ИИ будет формировать индивидуальную программу обучения человека с учетом его способностей.
"Уже сейчас развитие технологий показывает, что образование стало лояльным к дистанционному обучению. Топовые мировые университеты внедряют программы дистанционного образования. Причем онлайн-образование не ограничивается записями лекций и списком литературы. Внедряются аудио-, видеоформаты, презентации, интерактивные картинки. Активно развиваются мультивселенные, которые могут тотально погружать человека в образование", - рассказала "РГ" психолог Яна Валовая.