Александра Липницкого многие знали прежде всего как одного из основателей группы "Звуки Му", дружившего с Виктором Цоем, Майком Науменко, Сергеем Курехиным, Борисом Гребенщиковым… О том, что Липницкий собирал иконы, знали друзья и … музеи, которым он передавал в дар произведения из своей коллекции. Кроме того, он курировал собрания русских икон при фонде Андрея Первозванного, участвовал в организации выставок в музее имени Андрея Рублева.
"Свою коллекцию Липницкий начал собирать еще в 1970-е годы. Впервые широкой аудитории ее представили спустя почти 40 лет - в 2004 году иконы стали частью экспозиции громкой юбилейной выставки Музея имени Андрея Рублева.
Тогда же у Александра и родилось точное и емкое название для коллекции - "моя нарядная", - говорит Сергей Подстаницкий, историк искусств, сооснователь Аукционного дома Клуба коллекционеров.
Выставка "Миры Александра Липницкого", показанная этим летом в Музее имени Андрея Рублева и приуроченная к 70-летию со дня рождения коллекционера, открылась спустя год после трагической смерти.
На ней можно было увидеть в том числе и те иконы, которые выставлены на торги. Например, очень красивая икона "Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре…", написанная в конце XVII века. Белые одежды архангела Михаила, расцвеченные мелкими зелеными листиками и красными цветами, перекликаются с белыми куполами церквей и белыми лошадками с совершенно человеческими глазами. Или, например, образ "Преподобного Алексия человека Божия", написанный в конце XVIII века мастерами артели Ивана Богданова-Карбатовского, которые работали близ Онежского озера.
На этой иконе северного письма преподобный Алексий похож на Иоанна Крестителя старинных икон. Его "живоподобный" лик явно написан не без влияния европейской картины. Икона пленяет радостным голубым небом с розовыми и синеватыми облачками. Тут же текст жития помещен в золотистую "раму" картуша, словно явившегося с популярных гравюр. И лишь пушистые елочки по контуру холмов, над которыми высится фигура святого, напоминают о северных лесах. Эстимейт этой иконы - 1, 6 млн. рублей.
Вообще, Липницкий любил работы северных мастеров. Таких, как икона "Преподобные Павел Обнорский и Макарий Писемский", созданная на рубеже XVII-XVIII веков. Или, например, большая двусторонняя икона, на одной стороне которой - "Успение Богородицы", впечатляющее контрастом черного и красного цвета, на другой стороне - "Спас Смоленский". Предполагают, что писали ее северные мастера в третьей четверти XVIII века. Ее начальная цена - 210 тыс. руб.
Но не только северного письма иконы можно найти на нынешней предаукционной выставке. Небольшой образ "Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" написан поволжскими мастерами в начале XVIII века. Иоанн Предтеча тут похож на архангела с крылами и на большую птицу, готовую взлететь. Начальная ставка - 130 тыс. руб.
Среди самых древних икон в коллекции - икона "Великомученицы Параскевы Пятницы", покровительницы торговли и ремесел. Святая Параскева Пятница была тех из святых, которую очень любили на Руси женщины. Эту икону в коллекции Александра Липницкого относят к концу XVI века. А вот позолоченный оклад, укрывающий ее, украшенный стразами, предполагают, более поздний - начала XVIII века. Стартовая цена иконы - 1, 2 млн. руб. Эту икону Липницкий выкупил одной из последних у наследников знаменитого собирателя Михаила Де Буара.
Судя по всему, торги первого непрофильного аукциона Клуба коллекционеров графики, обещают быть горячими.