13.12.2022 09:33
Ижевск

Готовы к работе. Что происходит сейчас на ижевской площадке АвтоВАЗа

Текст:  Оксана Ильина Алексей Юхтанов
Российская газета - Экономика Поволжья: №281 (8929)
Раньше в это время на автозаводе могли бы готовиться к празднику - дню рождения первого ижевского автомобиля. Первенец - "Москвич 408", собранный на временной площадке из деталей АЗЛК (тогда МЗМА - Московский завод малолитражных автомобилей) - появился на свет 12 декабря 1966 года.
/ Оксана Ильина/РГ
Читать на сайте RG.RU

С тех пор здесь собрали более 5 млн машин. Счетчик остановили 3 августа 2022 года, когда с конвейера сошла последняя ижевская Lada Vesta. Вместе с оборудованием одна из самых продаваемых российских моделей переехала в Самарскую область, оставив в Ижевске много пустующих производственных площадей.

- Сейчас здесь работает чуть больше тысячи человек, делаем штамповку, пластиковые детали для производства в Тольятти. Деньги платят, но мы, конечно, на подхвате. Ждем обещанного начала полноценного выпуска автомобилей. Возможности для этого есть, цех покраски стоит хоть сейчас готовый к работе, - рассказал "РГ" один из инженеров предприятия.

О том, что будет с автопроизводством завтра, персонал не загадывает. Если кто-то находит новую работу, увольняется. При этом власти республики считают, что завод живет и даже находится на "хорошем этапе". Именно так охарактеризовал положение дел на предприятии глава Удмуртии Александр Бречалов.

- Мы с гендиректором АвтоВАЗа Максимом Соколовым постоянно общаемся на эту тему. Планы, которые согласовали с профсоюзными организациями, и в целом нашей промышленности мы выполняем, - заявил глава региона во время прямой линии с жителями.

По словам Бречалова, цеха по выпуску штамповочных и пластиковых изделий работают, к тому же принято решение о переносе из Тольятти в Ижевск производства дополнительных запчастей. В отношении запуска на этой площадке "электрического проекта" АвтоВАЗА, о котором сообщили как раз в день закрытия конвейера, глава региона полон оптимизма.

- Lada e-Largus в 2023 году уже должна встать, что называется, на конвейер, и какое-то планируемое количество автомобилей мы выпустим, - заявил Бречалов.

На заводе "Москвич" собрали 160 автомобилей. Что дальше?

Других дат и сроков руководитель республики не назвал, но пояснил, что работа по превращению прототипа в полноценный электромобиль на базе Largus идет "опережающими темпами".

А еще глава уверен - в течение трех лет и по количеству рабочих мест, и по значимости продукции Ижевский автозавод вернет свои позиции. Для этого пустующие площади, а их, по данным правительства республики, было немало даже в лучшие годы предприятия, отдадут под производство импортозамещающей продукции, в том числе и высокотехнологичной. Впрочем, какой именной, еще не ясно - это только идея, даже не прототип.

Межу тем, в начале декабря с конвейера АвтоВАЗа сошел 200-тысячный автомобиль 2022 года. Им стал седан Lada Granta в топ-комплектации, сообщили в пресс-службе предприятия. По данным концерна, продажи Granta в ноябре 2022 года превысили 13 тыс. штук, что на 80 процентов больше показателей ноября прошлого года. "АвтоВАЗ продолжает активно работать над возобновлением выпуска Vesta, Largus, а также развивать ряд новых проектов", - приводятся слова гендиректора предприятия Максима Соколова.

В конце ноября на форуме "Российский промышленник" он также подтвердил, что компания планирует возобновить производство модели Lada Largus на заводе в Тольятти в 2023 году. И отметил, что не только с бензиновым двигателем, но и с электрическим. Кроме того, гендиректор не исключил возможность сборки на предприятии моделей из дружественных стран. Речь, разумеется идет только о техническом взаимодействии.

А как у соседей?

В ноябре 2022 года продажи новых авто по всей России упали на 61,6 процента, и лишь у Ульяновского автозавода выросли на 14 процентов, свидетельствует ежемесячная статистика Ассоциации европейского бизнеса. Продажи УАЗа в ноябре составили: УАЗ Classic Commercial - 1576 штук, внедорожники "УАЗ Патриот" - 995 машин, УАЗ Profi - 575 автомобилей. Доля продукции автозавода на российском рынке превысила 7,5 процента.

Впрочем, если рассматривать все 11 месяцев 2022 года и сравнить с аналогичным периодом прошлого, то УАЗ в общем тренде. В январе-ноябре 2022 года продано более 23,1 тысячи автомобилей УАЗ, что на 20 процентов меньше аналогичных показателей 2021-го.

Ижевск