13.12.2022 23:16
Происшествия

Верховный суд: Как взыскать ущерб от порочащего комментария в соцсетях

Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №282 (8930)
Исключительно актуальное на сегодняшний день разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда пересмотрел итоги спора фирмы и автора негативных отзывов о ней в соцсетях. Там был опубликован критический комментарий действий организации, которая работает в системе ЖКХ. Фирма пришла к выводу, что эта информация порочит ее деловую репутацию, и пошла в суд.
Читать на сайте RG.RU

Местные суды с фирмой согласились и взыскали в ее пользу компенсацию. Но Верховный суд подчеркнул, что в таких делах заявители могут только возместить ущерб. Истец должен подтвердить, что у него есть определенная репутация, и объяснить, как именно она пострадала.

Это решение первым заметил портал "Право.ru".

В соцсети "ВКонтакте" есть группа, которая была крайне недовольна работой фирмы. Это сообщество, судя по описанию, было создано для борьбы с деятельностью ПАО "Городские инновационные технологии" и организаций, входящих с ним в один холдинг. Однажды там появился комментарий пользователя о компании, работающей в сфере городского хозяйства. В нем утверждалось, что организация подделывает протоколы собраний собственников. А еще автор заявила, что "все жильцы хотят избавиться от этих самозванцев".

Фирма обиделась и пошла в суд с иском к автору. Организация настаивала, что информация в публикации порочит ее деловую репутацию, требовала компенсации и извинений.

Фирма в суде объяснила, что сообщество, где разместили комментарий, - открытое. Его увидит "неопределенный круг лиц". И вот они читают, что фирма подделывала протоколы. А это ложь, которая вредит деловой репутации.

Лишь распространение сведений, порочащих деловую репутацию, недостаточно для победы в суде

Дело слушал Московский райсуд Санкт-Петербурга. Он признал порочащими деловую репутацию слова из комментария, что организация подделывает протоколы, и слово "самозванцы". Автора обязали удалить комментарий и разместить в группе опровержение. Проигравшая дама пыталась обжаловать это решение. В апелляции она настаивала, что в комментарии идет речь не о самой фирме, а подконтрольной ей организации. Но Санкт-Петербургский горсуд сказал: из публикации непонятно, что текст относится к другой компании. Апелляция оставила решение без изменения. Кассация с этим согласилась.

Верховный суд разрешил не возвращать переплаченные деньги

Обиженная дама пошла в Верховный суд. Там Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что юридическое лицо не может испытывать моральные и нравственные страдания, поэтому не вправе требовать компенсацию*.

Защитить деловую репутацию компании можно именно путем возмещения причиненного ущерба. При этом должно быть одновременно совпадение трех условий. Первое - есть противоправное действие со стороны автора комментария. Второе - наступили неблагоприятные последствия этих действий для фирмы. И третье - существует связь между действиями автора поста и возникновением последствий для организации.

ВС объяснил, в чем может выражаться противоправный характер действий автора комментария. Он должен сообщить порочащую и ложную информацию хотя бы одному лицу, выступив публично, заявив об этом в СМИ, опубликовав пост в интернете.

"Самого распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения", - сказал ВС.

Высокая судебная инстанция подчеркнула, что организация в таких спорах должна подтвердить, что у нее есть сформированная репутация в той или иной сфере деловых отношений. А главное - доказать, что распространение порочащих сведений привело к неблагоприятным последствиям, например снизился уровень доверия к бренду или компании.

Статистика судов говорит, что количество исков о защите деловой репутации существенно выросло

В итоге ВС отменил все принятые по этому спору решения и вернул дело на новое рассмотрение.

Эксперты подчеркивают, что таких дел становится все больше и они сталкиваются с тем, что сложно доказать, насколько репутация снизилась из-за порочащей публикации.

Поэтому специалисты советуют: в случае с крупными компаниями можно провести, к примеру, социологическое исследование степени узнаваемости компании, ее деловой репутации и того, как люди оценивают информацию, распространенную в отношении нее,

Но эксперты указывают и на то, что такие исследования недешевы, а взыскиваемые с обидчиков суммы смехотворны. В результате этого компании лишаются главного рычага воздействия на потенциальных нарушителей - экономического, признают юристы.

Пациенты смогут получать компенсацию за моральный вред от некачественного лечения. Детальные разъяснения дал Верховный суд

Пока такая категория споров весьма трудозатратна. Нередко требуется проводить лингвистические экспертизы. Поэтому компании не слишком часто инициируют подобные споры именно ради взыскания убытков. Чаще всего фирмы обращаются в суд только в случаях, когда распространение информации причиняет вред больший, чем негативные последствия от самого спора.

Но тенденция на расширение географии таких исков уже очевидна всем. Ведь даже статистические данные судов говорят, что в последние годы количество исков о защите деловой репутации существенно выросло. Правда, они далеко не всегда заканчиваются победой организаций.

Юристы подчеркивают: в удовлетворении требований суды отказывают чаще всего в трех случаях: когда по публикации в соцсетях нельзя установить лицо, о котором распространены сведения, если публикация в соцсетях содержит оценочные суждения и, главное, если порочащий характер сведений не подтверждается доказательствами.

*Определение Верховного суда N 78-КГ22-44-К3

Верховный суд Суд СМИ и соцсети ВКонтакте